Великая Отечественная война в истории Вологодского госуниверситета

Вологодский государственный университет в своем современном виде появился 11 июня 2014 года в результате объединения Вологодского государственного университета (ранее технического университета) и Вологодского государственного педагогического университета.

Если история технического вуза берет начало в 1975 году, то история педагогического университета уходит своими корнями в 1912 год, когда в Вологде был создан учительский институт.

Позднее, в 1930 году, в Вологде открылся Северный краевой педагогический институт, реорганизованный накануне Великой Отечественной войны в Вологодский государственный педагогический институт. В 1933 году институт перешел с трехгодичного на четырехгодичный цикл обучения. Существовавшие отделения были преобразованы в факультеты: исторический, русского языка и литературы, физико-математический (с отделениями физики и математики) и естествознания (с отделениями биологии и химии).

В годы Великой Отечественной войны структура института существенно не менялась. Деканом факультета естествознания был Виталий Владиславович Тарчевский. Физико-математический факультет возглавлял с 1936 по 1941 год Алексей Иванович Козлов, в 1943–1946 гг. – Антонина Сергеевна Гусева. Исторический факультет с 1938 по 1943 год возглавлял Владимир Иванович Панов, с 1943 по 1946 год – Иосиф Сергеевич Киссельгоф, который начал работать в ВГПИ в 1941 году. Факультет русского языка и литературы с 1937 по 1946 год возглавлял Василий Сергеевич Третьяков.

Деканы ВГПИ

В 1934 году при институте открылся двухгодичный учительский институт, который просуществовал до 1952/53 учебного года. При нем было четыре отделения: историческое, русского языка и литературы, физико-математическое и естественно-географическое.

С началом Великой Отечественной войны перед институтом встала большая и ответственная задача – ни на минуту не прекращать подготовку кадров учителей. И эта задача была выполнена. В 1941– 1945 гг. было подготовлено 1111 учителей разных специальностей. Это более половины выпускников за все предыдущие довоенные годы работы института.

Приказ директора ВГПИ № 161 от 23 июня 1941 года об освобождении работников от занимаемых должностей в связи с мобилизацией в РККА

В Вологде в годы Великой Отечественной войны был создан один из крупнейших подразделений Главного военно-санитарного управления Красной Армии распределительный эвакуационный пункт (РЭП) № 95. РЭП–95 обеспечивал эвакуацию и лечение раненых бойцов и командиров трех близлежащих фронтов – Волховского, Карельского и Ленинградского, а также 4, 7, и 54 отдельных Армий.

В структуру РЭП–95 входили десятки госпиталей, эвакотранспортных учреждений и средств транспортировки. Важную роль сыграла Вологда в эвакуации ленинградцев. Особенно тяжелыми были зима и весна 1942 года, когда из Ленинграда было вывезено 554 186 человек.

В здании Вологодского государственного педагогического института по ул. Маяковского (ныне Орлова 6) был размещен госпиталь № 1538 РЭП–95.

Мемориальная доска на здании ВоГУ по адресу: ул. С. Орлова, д. 6. Учебный корпус № 7

Еще в одном здании современного Вологодского государственного университета (Галкинская 1, учебный корпус № 2) располагался госпиталь № 1184.

Кадры из эвакуационного госпиталя

Поэтому факультеты занимались в различных, часто неприспособленных для этого помещениях. Так, факультет естествознания трижды за годы войны менял свое местопребывание: находился в бывшем здании кооперативного техникума, в общежитии Института № 7 на Набережной VI Армии, в здании бывшей губернской земской управы (сегодня здание Вологодской центральной районной больницы, там же размещалась областная совпартшкола, а с октября 1941 года и Вологодский областной штаб Оборонстроя). В таких стесненных условиях занятия в институте проходили в 2–3 смены.

Здание, в котором располагался педагогический институт в годы Великой Отечественной войны

Патриотический порыв учащихся и преподавателей с первых дней войны вылился в массовое поступление заявлений с просьбой отправить их добровольцами на фронт. Просьбы многих были удовлетворены. Среди тысяч заявлений, поданных в Вологодский горвоенкомат, был и листок из студенческой тетради с заявлением Александра Смирнова, окончившего институт 23 июня 1941 года.

 Сменили книгу на оружие Александр Подольский, Василий Петровцев, Анатолий Шенин, Олег Оконешников, Леонид Тюрнин, Николай Сорокин, Дмитрий Холмогоров и многие другие.

Выпускники исторического факультета ВГПИ 1941 года

Из воспоминаний Валентины Александровны Дмитриевой, выпускницы исторического факультета ВГПИ 1941 года: 

«Мне пришлось учиться в институте с 1937 по 1941 гг. К этому времени институт прошел стадию становления, имел 4 факультета, постоянный квалифицированный состав преподавателей, приехавших из Ленинграда, Москвы, Ярославля. Запомнились авторитетные для нас заведующий кафедрой философии А.Ф. Шишкин, преподаватели педагогики А.П. Бушля, Н.Н. Воскресенский, историки Г.М. Уткин, И.С. Киссельгоф, Г.Р. Левин, А.М. Рябинин, И.Т. Козлов, преподаватель политэкономии С.Е. Дорохин и другие. Знакомство с ними у нас началось еще со школы, когда они приходили к нам в класс на консультации. Не случайно 8 человек только из нашего класса пошли учиться в пединститут.

В нашей группе историков было 12 юношей и 10 девушек, большинство из сельских школ области. Жили дружно, учились упорно и с интересом. В те годы нас учили откликаться на все политические события в жизни страны. Так, когда в 1939 году проходили выборы в местные Советы, были выдвинуты в городской Совет двое студентов – я и Василий Петровцев. Состоялись встречи с избирателями, работа в комиссии по народному образованию при городском Совете. Все это обогащало нашу жизнь и нашу
душу.

Мы сдавали государственные экзамены, когда началась Великая Отечественная война, изменившая наши планы, разбившая многие надежды, особенно у юношей. Большинство из них ушло на фронт и многие не вернулись, в том числе Дмитрий Холмогоров, Леня Тюрнин, Володя Чельцов, Коля Сорокин, Николай Быков. Светлую память о них мы храним до сих пор. Оставшиеся в тылу, в основном это девушки, посвятили себя делу народного образования. Но обстановка потребовала изменить некоторые планы. Лично меня после окончания института направили работать в отдел школ обкома комсомола, а через год избрали секретарем Вологодского горкома комсомола. В этой должности я работала все годы войны. Все было подчинено одному, главному – помощи фронту. Особенно памятны: сбор средств на строительство танков и самолетов, шефство над военными госпиталями, помощь в эвакуации ленинградцев и т.д.

За всю эту многогранную деятельность комсомола я была награждена медалью «За оборону Ленинграда». А затем партийная работа, аспирантура и преподавательская деятельность в своем родном институте».

Валентина Дмитриева

В полном составе ушла на фронт сборная студенческая футбольная команда института. Все они храбро, не щадя жизни сражались с врагом. Многие из них не вернулись…

Сборная студенческая футбольная команда педагогического института

Преподаватели, студенты, служащие… Все они храбро, не щадя жизни сражались с врагом. Многие из них не вернулись. В здании университета по адресу: ул. С. Орлова, 6 на мемориальной доске, установленной в 1967 году, золотыми буквами высечены имена ушедших на фронт непосредственно из педагогического института и погибших на поле боя.

Призыв под их именами – «Вечная слава героям!» – обращен ко всем нынешним студентам, преподавателям и сотрудникам.

Мемориальная доска в память о погибших в годы Великой Отечественной войны

Многие девушки-выпускницы после окончания курсов медсестер ушли на фронт, работали в составе санитарных отрядов и поездов, в госпиталях. Среди них были Нина Худякова, Лидия Кудряшова, Прасковья Малькова, вернувшиеся после войны к учительскому труду в школах Вологды. Еще в 1950–1960-е годы среди преподавателей и служащих, работавших в педагогическом институте, было более 70 человек, прошедших испытание фронтом, сегодня, к сожалению, в живых ни осталось никого.

Институт перешел на трехгодичный срок подготовки учителей. В 1942 году досрочно выпустили третий курс. Это привело не только к уменьшению числа преподавателей и студентов, но и к изменению коллектива института.

В 1942 году вместе со слушателями курсов иностранных языков в институте всего обучалось 434 человека. Преобладали девушки.

Слушатели курсов иностранных языков ВГПИ в годы Великой Отечественной войны

Сведения о числе выпускников института в 1941–1947 годах представлены ниже.

Штат института был сокращен до предела. Преподаватели перешли на самообслуживание – работали без лаборантов и препараторов. В течение всей войны не пользовались отпусками. Так, на кафедре педагогики остался один преподаватель – Александра Константиновна Сахарова, которая в прямом смысле работала за троих, совмещая преподавательскую работу с научной.

Во время войны институт не свернул ни одной научной работы. Примечательно событие, значение которого для советских диалектологов трудно переоценить. В 1944 году в Вологде состоялась Всероссийская диалектологическая конференция с участием многих крупных языковедов и представителей высших учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Калинина, Свердловска (Екатеринбурга), Ярославля, Вологды и других городов. В числе участников этой конференции были такие крупные советские ученые языковеды, как, например Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов, А. Б. Шапиро и другие. Инициатором созыва ее был доцент Александр Семенович Ягодинский, проводивший ежегодно, начиная с 1938 года, со студентами диалектологические экспедиции.

Александр Семенович был колоритной фигурой, заместителем директора института по учебной работе, он имел высокий рост, богатырское телосложение, мощный голос и широкую окладистую бороду. Близость к студентам как завуча и руководителя экспедиций создавали ему большой авторитет в студенческой среде.

Александр Ягодинский (1895–1949)

На этой конференции был обсужден проект «программы собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка», которая позднее стала обязательной для всех организаций, работающих над Атласом русских говоров. Война изменила направление исследовательской работы. Особенно это проявилось на естественно-географическом факультете, где вся научно-исследовательская работа преподавателей и студентов велась в соответствии с потребностями обороны страны. Факультет проводил большую работу по выявлению целебных свойств кустарников и растений нашего края, по созданию из них лекарственных препаратов.

В 1942 году кандидат биологических наук, доцент декан факультета естествознания В.В. Тарчевский опубликовал весьма примечательные книги, которые характеризуют обстановку в тылу и насущные запросы населения периода войны: «Лекарственные растения Вологодской области» и «Дикорастущие съедобные растения Вологодской области».

Летом 1943 года студенты Н. Мазалева и Р. Смирнова участвовали в экспедиции В.В. Тарчевского и собирали материал по лекарственным растениям Вологодской области – валериане и можжевельнику; восемь студентов участвовали в работе кандидата биологических наук, доцента Евгении Марковны Поповской. Результаты их исследований были доложены на первой внутривузовской научной студенческой конференции института.

Работали научные кружки: литературный, исторический, математический, лингвистический, диалектический.

В 1944 году защитил докторскую диссертацию по биологии Николай Александрович Чулков, которому в 1946 году было присвоено звание профессора. Это был первый доктор, получивший высокую ученую степень, работая в Вологодском государственном педагогическом институте.

Во время войны на факультете русского языка и литературы появился литературовед Виктор Семенович Бакинский (1907–1990), позднее – писатель – автор рассказов и романов. В Вологодский период он писал статьи о Лермонтове, Есенине, Маяковском. Кафедру русского языка возглавила в эти годы эвакуированная, как и В.С. Бакинский, из Ленинграда вместе с мужем Елена Васильевна Матвеева.

Могила Виктора Бакинского на Северном кладбище Санкт-Петербурга

Доцент, кандидат исторических наук И.Т. Козлов работал над докторской диссертацией по теме «Внутренняя политика самодержавия в 1914–1917 гг.», ее защита состоялась после войны. Начали свою работу над докторскими диссертациями доценты Генрих Рувимович Левин и Иосиф Сергеевич Киссельгоф. Первый – по теме «Демократические движения в Англии 1648–1649 гг.», второй – по теме «Франко-русские отношения в 1904–1914 гг.». Преподаватели опубликовали множество статей в помощь студентам и учителям – о героическом прошлом нашей Родины и великих полководцах древности.

Генрих Левин (1915–2003)

Приказом Наркомпроса РСФСР от 15 января 1944 году в Вологодский пединститут был направлен для работы в качестве заведующего кафедрой физики Александр Генрихович Гольдман (1884–1971).

Александр Гольдман (1884–1971)

А.Г. Гольдман – выдающийся советский физик, с 1929 года академик
АН УССР, в 1929–1938 годах – профессор Киевского университета, директор Киевского научно-исследовательского института физики. 23 января 1938 г. Гольдман был арестован органами НКВД УССР за «деятельность, которая направлена во вред УССР или СССР (участие в украинской националистической организации)», а 29 января 1938 г. Президиум АН УССР отстранил его от должностей члена Президиума АН, секретаря отдела и директора института физики. 2 июля 1939 г. решением общего собрания АН Гольдман исключен из числа действительных членов АН как арестованный органами НКВД. 5 октября 1939 г. Постановлением особого совещания при НКВД СССР направлен в ссылку на жительство в г. Акмолинск Казахской ССР сроком до 23.01.1943 г. Там он преподавал физику в средней школе.

По направлению Наркомпроса РСФСР А.Г. Гольдман  работал в Вологде до 1952 года, создал здесь научную школу. В 1952–1956 гг. работал в Балашове, в 1956 – в Ростове-на-Дону. 20 июня 1956 г. был реабилитирован. С 1959 г. возглавлял лабораторию Института физики АН УССР.

Информация Наркомпроса РСФСР о направлении А.Г. Гольдмана в ВГПИ на должность заведующего кафедрой физики

Участвуя в научных исследованиях, продолжая учиться, студенты и преподаватели оказывали всестороннюю помощь фронту. Документы тех лет сохранили нам перечень больших и малых, но крайне необходимых, дел во имя победы. Уже в сентябре 1941 года студенты выехали на оборонительные работы в район Лодейного поля и возвратились оттуда лишь поздней осенью. Зимой 1941/42 г. 256 студентов работали на строительстве оборонительных рубежей.

Студенты и преподаватели принимали активное участие в сборе средств на строительство танков и самолетов. Осенью 1943 года коллективом института было собрано и сдано на сооружение танка «Научный работник» 30 тыс. рублей деньгами, на 16 тыс. рублей облигациями госзаймов и на значительную сумму драгоценностей и вещей. На фронт было собрано и послано около 600 посылок и сотни задушевных писем, сделаны подарки партизанам Московской области.

200 девушек были донорами и отдавали свою кровь раненым бойцам. Студенты проводили работу в подшефном госпитале, помогали ухаживать за ранеными.

В трудную зиму 1942 года студенты сделали семь массовых выходов на расчистку железнодорожных путей, ежедневно по 30–50 человек работали на эвакопункте по оказанию помощи эвакуированным.

И летом никто не думал об отдыхе. Все работали в колхозах и совхозах, в подсобном хозяйстве. Летом 1943 года студенты заработали 14 014 трудодней.

Вся организация этой большой внеучебной работы легла на плечи партийного и комсомольского актива. На 6 марта 1943 года в партийной организации института осталось 17 членов и 12 кандидатов в члены партии. Из 434 студентов 280 были комсомольцами.

Трудно перечислить, а иногда и представить весь объем работы, выполняемой в эти годы, условия жизни и учебы преподавателей, сотрудников и студентов ВГПИ. Но все жили и учились с твердой верой в победу над врагом.

Василий Саблин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории и мировой политики Вологодского государственного университета