На медиа-ресурсах Вологодского государственного университета с 1 апреля в ежедневном режиме будет появляться информация о ветеранах и участниках Великой Отечественный, финской и Гражданской войн, которые учились или работали в нашем вузе.
««Бессмертный полк ВоГУ» сегодня — это 107 человек, имена и фамилии которых нам известны. По многим из них информацию собирали по крупицам, другие ветераны еще в советское время подробно делились с коллегами, со студентами своими фронтовыми воспоминаниями. Сегодня эта информация – бесценна, а поисковая и архивная работа будет продолжаться», — рассказала начальник Управления коммуникаций ВоГУ Марина Липина.
Старший преподаватель кафедры истории СССР Юрий Гавриков был призван в армию в сентябре 1941 года. В составе комсомольского добровольческого лыжного батальона Юрий Сергеевич воевал под Мурманском и на Костеньгском направлении. Был стрелком, затем комсоргом минометной батареи.
«Мой первый бой состоялся на Мурманских сопках: нам была дана команда взять одну из них. Как только пехота после артналета пошла вперед, мы получили приказ: «Навьючить плиты и вдогонку за пехотой». Все пошли. А двое солдатиков прижались к выступу сопки и ни с места. Молоденький офицер и кричал на них, и пистолетом размахивал, а они как в ступоре.
Тогда наш командир кричит мне: – Комсорг, забирай этих трусов, и чтобы через двадцать минут догнали нас. Мне сейчас, очевидно, не объяснить, почему я стукнул их. За всю оставшуюся службу я не поднял руки больше ни на одного своего товарища. А тут!.. Ругал себя, проклинал. Но из песни слов не выкинешь.
Смотрю, вышли они из ступора. Правда, не двадцать минут, а немного побольше понадобилось, чтобы нагнать своих. А солдаты эти вошли потом в ритм фронтовой жизни. Прибыв на Карельский фронт, они со всеми вместе ходили в глубокий тыл финнов, а затем в 1943 г., когда наша часть перешла на Юго-Западный фронт, они вытащили тяжелораненого с поля боя, а сами, вернувшись на передовую, погибли в боях за реку Северный Донец» — вспоминал Юрий Гавриков, закончивший войну в звании гвардии капитана.
Уроженка Новгорода Маргарита Рощина работала в ВГПИ в 1960-80-х годах секретарем физико-математического факультета. На военную долю студентки химфака ЛГУ выпала блокада Ленинграда.
«При эвакуации университета я не смогла уехать вместе со всеми из-за сильной дистрофии. В марте месяце 1942 года меня направили на работу в качестве воспитателя в пятый детский дом. Я и моя напарница Вера Гордеева получили большую ослабленную группу детей в возрасте от трех до семи лет. Жили в особых условиях, без контакта с другими детьми, которых при первой возможности эвакуировали на большую землю.
Много бессонных и беспокойных ночей провели мы у детских кроваток, были милосердны к детям, как умели. Не могли оставить их без присмотра ни на минуту. Помнится, одна из апрельских ночей 1942 г., когда фашисты при большом налете сбрасывали осветительные ракеты и бомбили город. Было светло и очень страшно, так как укрыть детей было негде – бомбоубежище отсутствовало.
В детском доме осталась тогда только одна группа наша детей. Немцы стали обстреливать город из дальнобойных орудий. Недалеко от нас раздался грохот разорвавшегося снаряда. Я кинулась к детям и попросила их одеваться. Дети выходили в коридор и жались к стенке. Я стала одевать девочку, у которой был паралич, и в это время взрывной волной нас выбросило в коридор. Дети стояли вдоль стенки и молча смотрели на нас. Раздались крики, что погибли и дети, и я. Но все закончилось легким испугом. И я, и дети остались живыми», — делилась своими воспоминаниями Маргарита Николаевна, которая за свой труд и мужество награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда» и памятной медалью «В память 250-летия Ленинграда».
Рубрика #БессмертныйПолкВоГУ будет выходить в социальных сетях Одноклассники и ВКонтакте.