В работе круглого стола с таким названием приняли участие студенты Института педагогики, психологии и физического воспитания Вологодского госуниверситета. Организатор мероприятия — кандидат психологических наук, доцент Ирина Фокина.
«Человек и его психологические особенности уже не одно столетие являются объектом интереса ученых всего мира. Первый классический эксперимент в психологии проведен в 1879 году Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете, Германия. Ученый применял различные раздражители и спрашивал испытуемых об их ощущениях. С этой даты психология стала эмпирической (опытной) наукой. Большинство первых психологов учились экспериментированию именно в лабораториях Вундта, — рассказала Ирина Владимировна. — Нужно заметить, что одни опыты в истории психологии полностью безобидны, другие отличаются чрезмерной жестокостью. Современные психологи руководствуются этическим кодексом, в котором масса условий и запретов. В ходе мастер-класса нам предстоит обсудить всегда ли цель оправдывает средства? Всегда ли инновационные открытия в науке возможны с помощью неэтичных экспериментов?».
Студенты 1 курса, обучающиеся по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» представили свои доклады с презентацией самых ярких экспериментов в психологии:
Алена Казакова и Анастасия Гундорова
«Зефирный эксперимент» — изучение отсроченного удовольствия психологом Уолтером Мишелем. Детям предлагали выбор: съесть зефир немедленно, или терпеливо ждать 10 минут и получить 3 зефира. В последующих исследованиях обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно.
Валерия Котова и Виктория Лаврова
«Эксперименты Ж. Пиаже» — это изучение интеллекта детей. Например, насколько дети понимают, что объем или количество вещества остается неизменным при видоизменении его формы, внешних характеристик и/или расположения.
Алёна Сиротина и Юлия Гущина
«Эффект Зейгарник». Блюма Вульфовна Зейгарник изучала эффект незавершенного гештальта, который впоследствии с легкой руки ее научного руководителя Курта Левина стал носить её имя. Суть: мы запоминаем незаконченное действие лучше, чем законченное. Фильм, который мы не досмотрели, спустя какое-то время, мы будем помнить лучше, чем тот, который досмотрели до конца. Те обиды, за которые мы не отомстили, мы помним очень хорошо. Нереализованные желания и цели, несказанные слова, мы помним лучше.
Диана Шадрина и Виктория Малухина
«Эффект конформизма». Эксперименты показывают наличие конформизма как изменения поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы.
Дарья Максимчук и Алёна Ярославцева
«Маленький Альберт» — эксперимент Джона Уотсона, цель которого – доказать истинность бихевиоризма: посредством внешних стимулов можно вызвать психическую реакцию там, где её раньше не было у психически стабильного ребёнка.
Анастасия Соколова и Екатерина Лопотова
«Пещера разбойников» — эксперимент Музафера Шерифа, в котором было показано, что межгрупповое соперничество приводит к конфликтам и агрессии, а совместная деятельность — к разрушению стереотипов и снижению межгрупповых разногласий.
Наталия Морокуева и Светлана Басалаева
«Природа любви» — эксперимент Гарри Харлоу, в котором новорожденных обезьян отделяли от их биологических матерей, чтобы взрастить их в клетках с «суррогатными матерями»: одна из которых была сделана из проволоки и имела при себе бутылочку с молоком, вторая же была сделана из мягкой, махровой ткани, но без бутылочки. Харлоу обнаружил, что малыши проводили большую часть времени с мягкой мамой, каждый раз прижимаясь к ней, несмотря на отсутствие у нее молока. В серии дальнейших экспериментов было доказано, что ощущение тактильного контакта и комфорта – это залог формирования устойчивой психики детей.
Константин Зайцев
«Стэнфордский тюремный эксперимент» — один из самых известных психологических экспериментов, про который снято несколько художественных фильмов. Проведен в 1971 году в Стэндфордском университете исследовательской группой под руководством профессора психологии Филиппа Зимбардо. 24 добровольца разделили на две равные группы, одна из которых стала «заключенными», а вторая – «надзирателями». Первую поместили в тесных и достаточно сырых камерах, вторые – оставались в комфортных условиях. Обе группы обязывались вжиться в роли за две недели. Однако эксперимент пришлось прекратить спустя 6 дней, так как «надзиратели» стали активно издеваться над заключенными, используя психологическое насилие.
«Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на положения о том, что психика человека — слишком сложный объект исследования и невозможно учесть все факторы, влияющие на поведение человека. Однако эксперимент остается одним из основных методов психологии!», — отмечает Ирина Фокина.