Вячеслав Приятелев: «Вузы  страны должны гарантировать единый подход к подготовке будущих учителей»

Декларацию  принципов реализации программ педагогического образования приняли сегодня на Российском Союзе ректоров.

Документ отражает значимость подготовки педагогических кадров для решения важнейших государственных задач, ориентируясь на принцип единства требований и гарантий.

При формировании универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных действующим образовательным стандартом, вузы должны обеспечивать высокий уровень предметной, методической и психолого-педагогической подготовки, направленной на достижение общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в том числе в области предметной и методической подготовки в объеме не менее 50% временных затрат, а также перейти на модульный подход проектирования и реализации ОПОП, основанный на единстве теоретических и практических дисциплин в достижении компетенций.

Еще одно требование, прописанное в Декларации, это постоянное совершенствование учебных планов и программ с учетом экспертно-профессиональных суждений и рекомендаций работодателей.

Вузы также обязаны осуществлять внедрение системы независимой оценки качества подготовки специалистов. Выстраивать систему управления качеством педагогического образования на основе взаимосвязанной внутренней и внешней независимой оценки. Сама система оценки качества должна опираться на данные общественно-профессиональной экспертизы, требования работодателей, результаты лицензионных и аккредитационных процедур, а также на деятельность государственных экзаменационных комиссий.

«Для личностного и профессионального развития студентов, формирования у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения будут создаваться программы-модули, формирующие гуманитарные ценности и смыслы. Усиливающий акцент будет сделан и на статус русского языка и литературы для решения проблем интеграции российского образования в международное пространство. Должно стать больше языковых практик, программ дополнительного образования, которые бы позволили развить культуру чтения будущих педагогов, направленную на формирование российской идентичности», — рассказал ректор Вологодского государственного университета Вячеслав Приятелев.

Систему высшего педагогического образования включат в  решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни. Это потребует опережающих темпов цифровизации педагогически ориентированных программ, цифровой трансформации форм и методов образовательного процесса, включая создание в университетах цифровой образовательной среды, расширяющей возможности сопровождения самостоятельной работы студентов, использование в учебном процессе онлайн-курсов ведущих университетов, в том числе размещенных на национальных образовательных платформах.

Одна из важных задач — развитие кадрового потенциала вузов, реализующих программы педагогической направленности, в том числе за счет поддержки педагогических исследований, качественного обновления программ аспирантуры и докторантуры, разработки внутренних и сетевых инструментов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

На новый уровень должно выйти и взаимодействие вузов с регионами в рамках системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров на основе разработки региональных концепций постдипломного сопровождения. Предлагается создать комплекс мер по профилактике эмоционального выгорания педагогов и их психологического сопровождения работников.