Представители ВоГУ изучили современные образовательные тренды в Университете ИТМО

Начальник управления образовательной деятельности ВоГУ Ольга Лихачева и заместитель директора по образовательной деятельности  Института социальных и гуманитарных наук ВоГУ Лилия Берсенева приняли участие в двухдневном образовательном интенсиве «ITMO. OPEN: Educational Practices».  Мероприятие проходило в Санкт-Петербурге в национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики.

В течение двух дней участники обсуждали новые тренды в высшем образовании,  современный дизайн образовательных программ, построение индивидуальных образовательных траекторий и персонализацию обучения.

Важной особенностью интенсива является то, что организаторы предлагали конкретные управленческие механизмы, методические решения и делились опытом внедрения новых образовательных технологий, моделей организации работы факультетов.

Программа интенсива включала две общие сессии и 26 сессий, которые шли параллельно. Тематика практик была самая разнообразная: нужен ли в университете акселератор и как он должен работать; зачем нужен студенческий офис; что такое учебная аналитика и как ее использовать; на что ориентироваться при создании образовательной программы; как сделать, чтобы студенты хотели оставаться в университете; каким должен быть декан и многие другие.

Открыла мероприятие первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова, которая обозначила основные тренды высшего образования. Среди них – позиционирование университета как корпорации, новая глобализация образования, персонифицированное обучение, создание безопасной среды.

Особое внимание в выступлении Дарьи Козловой было уделено персонифицированному образованию, которое  должно означать не просто возможность выбора нескольких предметов, а складываться из разных элементов: выборных дисциплин, научной и социальной активности; участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Все эти аспекты формируют у  студентов «мягкие» навыки и лидерские качества.

«Необходимо давать возможность студентам попробовать себя в различных областях знаний. Именно поэтому в образовательных программах ИТМО есть блок внутривузовской академической мобильности, когда каждый студент выбирает две дисциплины не из своей профессиональной области. Это позволяет студентам понять, ту ли специализацию (профиль) они выбрали. Для вуза важно создать атмосферу, в которой сотрудники и студенты не боятся пробовать и ошибаться. Преподаватели должны быть постоянно в поиске новых решений, чтобы сделать занятия интереснее и полезнее для студентов», — отметила Дарья Козлова.

Интересными педагогическими находками поделились преподаватели ИТМО, которые являются победителями конкурса «Лучший преподаватель ИТМО». Приятно удивило, что педагогическое мастерство демонстрируют молодые преподаватели, занимающие должности ассистента и преподавателя.

Общая сессия второго дня интенсива полностью была посвящена интерактивным компонентам в образовательном процессе. О том, как используется геймификация в ИТМО, рассказали преподаватели дисциплин общеуниверситетского блока Soft Skills. Как отметила преподаватель Университета ИТМО Марина Казанцева, геймификация приводит к увеличению доли посещения занятий, в ИТМО ее удалось довести почти до 80%.

На трех параллельных сессиях рассматривались вопросы проектирования образовательных программ.

Спикеры отмечали, что при разработке образовательных программ важно следить за трендами в данной профессиональной сфере, важно поддерживать постоянную обратную связь со студентами и абитуриентами, корректируя образовательную программу с учетом получаемой от них информации. Внутри программ должна оставаться свобода для студентов, которые смогут настроить образование «под себя», выбирая необходимые именно им знания и компетенции для реализации собственных проектов. Очень интересным показался опыт настройки образовательных программ, основанный на опросах студентов.

В университете еще в 2012 году отказались от государственного экзамена по всем направлениям подготовки. Практика защиты выпускных квалификационных работ в ИТМО, также отличается от традиционной. ВКР может быть  представлена в трех форматах: ВКР как научная статья; ВКР как арт-проект; ВКР как бизнес-тезис. Студенты имеют возможность защитить ВКР и в традиционном формате. Тема «Стартап как диплом» вызвала бурную дискуссию среди участников. Проект в настоящее время  находится в стадии разработки: даже в таком университете, как ИТМО, менее 10%  идей доходят до конкретной реализации. Отметим, что Вологодский госуниверситет также входит в число участников проекта «Стартап как диплом».

Начальник Управления проектирования и реализации образовательных программ ИТМО Юлия Васильева поделилась опытом построения индивидуальных образовательных траекторий. «Чтобы учить индивидуально в университете необходимо создание среды, а преподаватель должен выступать в роли тьютора, ментора, коуча, который направляет и корректирует образовательную траекторию студентов. В связи с тем, что студенты сами формируют свою образовательную траекторию, они очень внимательно подходят к выбору преподавателя. В университете существует практика запись на одну и ту же дисциплину к разным преподавателям», – отметила Юлия Васильева.

Выступления «неклассических деканов», которые поделились опытом работы, также вызвали дискуссию: должен ли декан вести занятия или он только менеджер, организующий учебный процесс, как строить работу с теми преподавателями, которые привыкли работать традиционно и не хотят что-то менять, как наладить контакт со студентами и сохранить при этом необходимую дистанцию, насколько свободным должен быть декан в выборе стратегии развития факультета и распределении финансов.

По словам Ольги Лихачевой и Лилии Берсеневой, участие в мероприятии дало возможность объективно оценить положительные тенденции в развитии Вологодского госуниверситета, увидеть возможные пути развития.