Студенты Института социальных и гуманитарных наук ВоГУ изучают эпоху перепотребления

Представители ВоГУ станут участниками форума «Экосистема». Всероссийская молодежная экологическая встреча пройдет 23-27 мая в Вологодской области. Студенты второго курса ИСиГН подали заявку на конкурс экологических инициатив форума для реализации проекта «нОдежда: светлое будущее в эпоху перепроизводства» по информированию вологжан о вреде и экологических последствиях избыточного потребления одежды.

«Британский модельер Вивьен Вествуд сказала: «Покупайте меньше. Выбирайте тщательнее. Качество, а не количество». Мы действительно живём в эпоху перепотребления и перепроизводства. Сегодня текстильная промышленность – одна из самых загрязняющих планету отраслей. Начиная с производства сырья и заканчивая продажей в магазинах, воздействие одежды на окружающую среду катастрофически велико», – подчеркнул один из авторов проекта, студент Сергей Кузнецов.

В погоне за модой, брендами и комфортом люди покупают вещи в огромных масштабах, в то время как другие, уже устаревающие предметы гардероба скапливаются или уничтожаются. Всё это характерно для феномена «быстрой», «одноразовой» моды, которой людям стоит избегать.

«Можно с уверенностью заявить, что, приобретая одежду из натуральных тканей, таких как хлопок, никто не задумывается, какой вред производство этих материалов наносит окружающей среде. Забота о собственном комфорте вытеснила заботу об экологии нашей планеты. Чтобы выращивать хлопок, нужно много воды и пестицидов, – рассказала студентка Елизавета Ражева. – Сложно представить, но на производство одной хлопчатобумажной футболки уходит порядка 2720 литров воды, а на выращивание хлопка для одной пары джинсов – 7000 литров. Покраска, конечная обработка также требуют больших затрат. Вся синтетическая одежда, которую мы стираем в стиральной машине, выделяет пластиковые микроволокна, которые в результате попадают в мировой океан, а затем – в организмы животных и людей».

Сегодня мы потребляем текстильной продукции намного больше, чем 15-20 лет назад. В Швеции даже появилось новый термин: «köpskam», то есть стыд, связанный с покупками и чрезмерным потреблением. Если мы хотим работать в направлении борьбы за экологию, нам придётся производить меньше и, с другой стороны, меньше покупать. Человечеству важно перестать приобретать одежду, токсичную для планеты и не подходящую для переработки, и научиться находить долговечные, полезные и по-настоящему нужные вещи, вещи «вне времени».

Особенностью глобальной проблемы перепотребления является низкая осведомлённость населения.

Опираясь на результаты опроса, проведённого командой проекта среди жителей города Вологды и Вологодской области, можно сделать вывод, что около 93% респондентов не считают лёгкую промышленность одной из самых опасных отраслей производства, наносящей огромный вред окружающей среде.

Также результаты опроса показали, что около 89% отвечающих хотели бы использовать возможность сдавать одежду на переработку или благотворительность, но 46% не знают, где и как это можно сделать.

Незнание масштабов перепроизводства одежды и его экологических последствий приводит к тому, что люди недооценивают вред, который приносят окружающей среде их потребительские привычки. Поэтому основной целью проекта является максимальное распространение на территории Вологодской области информации о вреде перепроизводства одежды, а также осведомление населения о наличии пунктов приёма одежды и обуви для дальнейшей переработки или передачи в благотворительные организации.

«Мы выделили несколько аспектов деятельности, которые впоследствии должны стать результатами работы над поиском путей решения проблемы перепотребления. В первую очередь, планируется создание и активное ведение аккаунтов экологической направленности в социальных сетях с публикацией полезных постов и видеороликов. Так как наша целевая аудитория – не только дети и молодёжь, но и люди старшего поколения, нам необходимо найти способ проинформировать и эту часть населения. Идеальное решение – это создание экологически ориентированных постеров и плакатов для размещения их в общественных местах и на рекламных щитах. Также мы планируем сотрудничество с молодыми брендами-ритейлерами, которые производят одежду из переработанных материалов», – рассказала о планах проекта Светлана Данилова.

По мнению авторов проекта,  пока проблема не освещена в обществе достаточно, меры по её решению приниматься не будут. Задача проекта – не только открыть людям глаза на масштабность и необратимость ситуации, рассказать о путях преодоления последствий перепотребления, но и двигаться в направлении её решения – перерабатывать и ремонтировать одежду, а не выбрасывать, и в случаях, если она в хорошем состоянии – отдавать в благотворительные организации.