1111 учителей разных специальностей подготовил ВоГУ за годы войны

С началом Великой Отечественной войны наступил и новый этап в истории института. Перед коллективом встала большая и ответственная задача – ни на минуту не прекращать подготовки кадров учителей, снизив затраты до минимума. И эта задача была выполнена. В 1941-45 годы было подготовлено 1111 учителей разных специальностей. Это более половины выпускников за все предыдущие довоенные годы работы института.

Учебная и научная работа велась в чрезвычайно трудных условиях. В здании института по улице Маяковского был размещен госпиталь. Поэтому факультеты занимались в различных, часто неприспособленных для этого помещениях. К примеру, естественно-географический факультет трижды за годы войны менял свое местопребывание: был в бывшем здании кооперативного техникума, в общежитии № 7, в здании на Набережной  VI Армии напротив облисполкома. Там же размещалась областная совпартшкола. Поэтому занятия шли в 2-3 смены.

Пациенты и медперсонал госпиталя

Испытание фронтом

Сразу с началом войны началось массовое поступление заявлений от преподавателей и студентов с просьбой отправить их добровольцами на фронт. Просьбы многих были удовлетворены. Среди тысяч заявлений, поданных в Вологодский горвоенкомат, были листки из студенческой тетради Александра Смирнова, окончившего институт 23 июня 1941 года. Сменили книгу на оружие Саша Подольский, Василий Петровцев, Анатолий Шенин, Олег Оконешников, Леня Тюрнин, Николай Сорокин, Дмитрий Холмогоров и многие другие. В полном составе ушла на фронт сборная студенческая футбольная команда института.

Футбольная команда ВГПИ в полном составе ушла на фронт

Все они храбро, не щадя жизни сражались с врагом. Многие из них не вернулись. В институте на мемориальной  доске золотыми буквами высечены имена преподавателей, студентов и служащих, ушедших на фронт непосредственно из института и погибших на поле боя. Эпиграф перед их именами «Памяти павших будьте достойны!» — был обращен ко всем студентам, преподавателям, рабочим и служащим.

Многие девушки после окончания курсов медсестер ушли на фронт, работали в составе санитарных отрядов и поездов, в госпиталях. Среди них были Нина Худякова, Лида Кудряшова, Прасковья Малькова, вернувшиеся после войны к учительскому труду в школах Вологды. В 50-60-е годы среди преподавателей и служащих, работающих в институте, более 70 человек прошли испытание фронтом.

Пятилетку в три года

Институт перешел на трехгодичный срок подготовки учителей. В 1942 году был сделан досрочный выпуск третьего курса. Это привело  не только к уменьшению числа преподавателей и студентов, но изменению и коллектива института. В 1942 году всего обучалось вместе со слушателями курсов иностранных языков 434 человека. Преобладали девушки. Штат института был сокращен до предела. Преподаватели перешли на самообслуживание – работали без лаборантов и препараторов. В течение всей войны не пользовались отпусками. Так, на кафедре педагогики остался один преподаватель А. К. Сахарова, которая в прямом смысле работала за троих, совмещая преподавательскую работу с научной.

Языковые курсы. 1940-е годы

Большой авторитет

Во время войны институт не свертывал на одной научной работы. Примечательно событие, значение которого для советских диалектологов трудно переоценить. В 1944 году в Вологде  состоялась Всероссийская диалектологическая конференция с участием многих крупных языковедов и представителей высших учебных заведений страны Москвы, Ленинграда, Калинина, Свердловска, Ярославля, Вологды и других городов. В числе участников этой конференции были такие крупные советские ученые языковеды, как Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов, А. Б. Шапиро и другие. Инициатором созыва ее был доцент Александр Ягодинский, проводивший ежегодно, начиная с 1938 года, со студентами диалектологические экспедиции.

Александр Семенович был колоритной фигурой, заместителем директора института по учебной работе, он имел высокий рост, богатырское телосложение, мощный голос и широкую окладистую бороду. Близость к студентам как завуча и руководителя экспедиций создавали ему большой авторитет в студенческой среде.

На этой конференции был обсужден проект «программы собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка», которая позднее стала обязательной для всех организаций работающих над Атласом русских говоров.

Выпускники факультета языка и литературы 1945 года

В соответствии с потребностями обороны

Война изменила направление исследовательской работы. Особенно это проявилось на естественно-географическом факультете, где вся научно-исследовательская работа преподавателей и студентов велась в соответствии с потребностями обороны страны. Факультет проводил большую работу по выявлению целебных свойств кустарников и растений нашего края, по созданию из них лекарственных препаратов.

Летом 1943 года студенты Н. Мазалева и Р. Смирнова участвовали в экспедиции доцента В. К. Тарчевского и собирали материал по вологодской валериане и можжевельнику; восемь студентов участвовали в работе доцента Е. М. Поповской. Результаты их исследований были доложены на первой внутривузовской научной студенческой конференции института. Работали кружки: литературный, исторический, математический, лингвистический, диалектический.

В 1944 году защитил докторскую диссертацию Н. А. Чулков, которому в 1946 году было присвоено звание профессора. Это был первый доктор, получивший высокую ученую степень, работая в нашем институте. В эти годы начал работать над докторской диссертацией и преподаватель новой и новейшей истории И. С.  Киссельгоф, впоследствии профессор Башкирского государственного университета.

Во имя Победы

Участвуя  в научных исследованиях, продолжая учиться, студенты и преподаватели оказывали всестороннюю помощь фронту. Документы тех лет сохранили перечень больших и малых, но крайне необходимых дел во имя победы. Уже в сентябре 1941 года студенты выехали на оборонительные работы в район Лодейного поля и возвратились оттуда лишь поздней осенью. Зимой 1941-42 годов 256 студентов работали на строительстве оборонительных рубежей.

Студенты и преподаватели принимали активное участие в сборе средств на строительство танков и самолетов. Осенью 1943 года коллективом института было собрано и сдано на сооружение танка «Научный работник» 30 тыс. рублей деньгами, на 16 тыс. рублей облигациями госзаймов и на значительную сумму драгоценностей и вещей.

 

На фронт было собрано и послано около 600 посылок и сотни задушевных писем, сделаны подарки партизанам Московской области.

200 девушек были донорами и отдавали свою кровь раненым бойцам. Студенты проводили работу в подшефном госпитале, помогали ухаживать за ранеными.

«Нам было просто не до отдыха с тобой…»

В трудную зиму 1942 года студенты сделали семь массовых выходов на расчистку железнодорожных путей, ежедневно по 30-50 человек работали на эвакопункте по оказанию помощи эвакуированным.

Эвакуация раненых

И летом никто не думал об отдыхе. Все работали в колхозах и совхозах, в подсобном хозяйстве. Летом 1943 года студенты заработали 14014 трудодней.

Вся организация этой большой внеучебной работы легла на плечи партийного и комсомольского актива. На 6 марта 1943 года в партийной организации института осталось 17 членов и 12 кандидатов в члены партии. Из 434 студентов 280 были комсомольцами.

Трудно перечислить, а иногда и представить весь объем работы, выполняемой в эти годы, условия жизни и учебы. Но все жили и учились с твердой верой в победу над врагом.

По материалам Информационно-библиотечного комплекса ВоГУ