Атлас вологодских говоров, витаминный гербарий, раздельное обучение в школах: в войну научная работа ВоГУ не прекращалась

До начала Великой Отечественной войны Вологодский пединститут жил активной научной жизнью. За полтора года 11 преподавателей защитили диссертации на ученую степень кандидата наук.

Война не приостановила научных исследований, она внесла лишь коррективы в тематику работ и в ее направление. Значительное место заняла научно-публицистическая и научно-популярная работа в помощь школе.

«В нынешнем году все научные работники, под руководством кафедры педагогики, решили осуществить тесное сотрудничество со средними школами г. Вологды: 1-й  мужской и 3-й женской, с целью разрешения всех возникающих вопросов раздельного обучения. Кафедра педагогики уже проделала большую работу по выявлению в практике школ основных вопросов раздельного обучения и наметила конкретные мероприятия по оказанию помощи школе. Работники кафедры прочтут ряд лекций и докладов для учителей  и родителей», — так писал в своих воспоминаниях директор института Н. Воскресенский.

Выпуск историков 1941 г.

В условиях Отечественной войны перестроили свою работу преподаватели исторического факультета. Доцент И.Т. Козлов подготовил на основе архивного материала статью: «Большевики Вологодской области в годы гражданской войны» и участвовал в редактирования сборника на эту же тему. Доцент М.Н. Мартынов закончил  докторскую диссертацию о Пугачевском движении на Урале, одну из глав которой он напечатал в «Историческом Журнале» (№5-6 за 1943 год).

Доцент Г.Р. Левин за время войны опубликовал три научных статьи – извлечения из кандидатской диссертации. Вышли из печати его брошюры: «Преподавание истории средних веков в условиях Отечественной войны» и «Моральный облик германской армии». Им же были составлены методические, разработки по экономической географии для  преподавателей средних школ на темы: «Китай» и «США» и продолжена работа над докторской диссертацией по истории второй гражданской войны XVII века в Англии.

Доцент И.С. Киссельгоф опубликовал с 1941 по 1943 годы следующие брошюры: «Укрепление международного положения СССР», «Провал гитлеровских планов изоляции Советской страны» и «Войну на Тихом океане». Для учителей средних школ Киссельгоф написал ряд методических разработок: «Мировая воина 1914–1018 гг.»: «Воссоединение Германии». Им же была напечатана статья в «Ученых записках» института, после чего в научно-исследовательской работе доцент перешел на изучение международных отношений после Октябрьской революции.

И.С. Киссельгоф

Доцент В.В. Тарчевский до войны начал работу над докторской диссертацией «Растительность Вологодской области». Война предъявила к ботанике новые требования – обеспечить нужды Красной Армии лекарственными растениями. Летом 1943 года он обследовал ряд районов области, выявляя запасы лекарственных растений. По заданию аптекоуправления загербаризировал и описал эти растения, что было крайне необходимо для сбора лекарственного сырья.

Доцент Л.К. Сахарова до войны начала работу над докторской диссертацией: «Воспитание характера и воли в процессе обучения». Кропотливо, день за днем, она собирала материалы из жизни вологодских школ и к концу 1943 года закончила один из разделов своего исследования «Самостоятельная работа, как средство воспитания воли».

В это же время большой труд – докторскую диссертацию  — завершил  Н.Л. Чулков, который экспериментально разработал вопрос о новообразовании кровеносных сосудов при ранении конечностей птиц. Работа имела значительный теоретический интерес как практическое приложение к хирургии.

А.С. Ягодинский не прекращал в дни  войны сбора диалектологического материала, на основе которого готовится атлас говоров Вологодской области.

А.С. Ягодинский

Война, как  никогда, повышает роль витаминов. Они способствуют быстрейшему лечению ран, сращиванию костей, делают организм более устойчивым к инфекциям. Этот заказ Родины и фронта постаралась выполнить доцент Е.М. Поповская, занявшись  введением в культуру шиповника, как витаминозного растения. Ее исследование, направленное на выявление путей к увеличению содержания витамина С в плодах шиповника, имело реальные результаты.

Материалы местного архива о Вологодской большевистской организации в 1904–1912 годы разрабатывал П.А. Ефимов. Ко дню рождения И.В. Сталина он завершил один из разделов исследования: «Товарищ Сталин в Вологодской ссылке».

Телеграмма от И. Сталина, 21.04.1943 г.

Доцент Н.И. Воскресенский в прошлом году опубликовал свою работу: «Ленин о школе».

За годы войны защитили диссертации на ученую степень кандидата наук заведующий кафедрой истории СССР И.Т. Козлов и заведующий кафедрой зоологии М.И. Зехнов.

М.И. Зехнов

«Высокая оценка работы советской интеллигенции председателем Государственного Комитета Обороны товарищем Сталиным вливает в нас новые силы для активного участия  в почетном труде во славу Родины. Научные работники Вологодского пединститута им. В.М. Молотова, вместе со всей советской интеллигенцией, полны одним желанием отдать все свои силы и знания на общее дело – разгром врага. Основная задача, над разрешением которой трудится наш коллектив – подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, способных по-большевистски воспитывать молодежь», — заканчивает свой рассказ на страницах газеты «Красный Север» от 26 ноября 1943 года директор Вологодского пединститута им. В.М. Молотова Н. Воскресенский.

Выпускники исторического факультета