Вячеслав Приятелев: «Государство заинтересовано в обеспечении регионов педагогическими кадрами»

Взаимодействие образовательных организаций разного уровня в рамках профильного нацпроекта обсудили участники Постоянного комитета по образованию, науке и высшей школы Парламентской Ассоциации Северо-Запада. Федеральная дискуссионная площадка была организована на базе Вологодского государственного университета.

 

«Подготовка кадров для системы образования региона – ведущая деятельность ВоГУ, педагогическому образованию в нашем классическом по содержанию образовательных программ университете уделяется особое внимание. Вуз готовит педагогов практически по всем школьным предметным областям. Исключение пока составляет лишь технология, но подготовка к преподаванию этого предмета и методическое сопровождение реализуется в рамках деятельности Центра ДНК имени Ильюшина», — рассказал ректор ВоГУ, кандидат исторических наук Вячеслав Приятелев.

Из семи институтов, действующих в структуре вуза, четыре ориентированы на педагогические специальности. Педобразование также осуществляется на базе МРЦПК, Регионального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров «Перспектива» и ДНК.

Кроме того, при подготовке по ряду образовательных программ непедагогических направлений предусмотрен педагогический вид деятельности. К примеру, направление «Техносферная безопасность» и преподаватель ОБЖ.

За последние годы наблюдается положительная динамика приема на педагогическое направление, что в первую очередь обеспечивается набором абитуриентов в рамках КЦП. Кроме того, необходимо отметить активную позицию в этом вопросе Правительства Вологодской области и Губернатора Олега Кувшинникова. За счет средств областного бюджета по договорам в 2019 году было зачислено 28 человек, в 2020 – 40.

Вологодский государственный университет сегодня вовлечен в ключевые федеральные проекты – «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего»… Во все образовательные программы, по которым готовятся будущие педагоги, были включены компоненты, направленные на формирование «гибких» и цифровых компетенций – лидерство и командная работа, цифровая грамотность, информационно-коммуникационные технологии в образовании, проектная деятельность и т.д.

В реализации проекта «Успех каждого ребенка» важная роль отводится Центру развития современных компетенций детей ДНК, ставшего одним из ключевых структурных подразделений вуза. Здесь проводится педагогическая и вожатская практики, реализуется принцип единой «точки входа» для профориентационной работы. За последние полтора года в мероприятиях Центра приняло участие порядка 2 800 детей из 18 районов области.

«Университет не остается в стороне от вопросов модернизации профессионального образования. Для нас особенно актуально участие в реализации программ непрерывного образования, в том числе с СПО через сопряженные программы. Пример системного подхода – соглашение о сотрудничестве ВоГУ и Грязовецкого политехнического техникума», — отметил Вячеслав Приятелев.

Сотрудничество вуза и техникума будет вестись по нескольким направлениям – разработка образовательных программ, исследовательская и проектная деятельность, совместные курсовые и ВКР, тематика которых будет выбрана с учетом отраслевых интересов работодателя и т.д.

В рамках работы Постоянного комитета по образованию, науке и высшей школы Парламентской Ассоциации Северо-Запада ВоГУ выступил с рядом конкретных предложений, решение которых возможно только на федеральном уровне.

Это – определение перечня приоритетных направлений подготовки с целью проектирования образовательных программ в рамках проекта «Новый полный цикл образования», разработка механизмов грантовой поддержки новых форм и направлений работы центров ДНК, законодательное закрепление источника финансирования медосмотров для студентов, проходящих педагогическую практику в школах и детских лагерях и другие.