Команда ВоГУ: год на дистанте

Вызов. Испытание. Проверка на прочность. И для руководства вуза, и для преподавателей, и для студентов.

18 марта 2020 года Вологодский государственный университет полностью ушел в онлайн. В самые сжатые сроки команде ВоГУ было необходимо полностью перестроить свою работу, решить целый комплекс вопросов, связанных с отправкой студентов домой и размещением с соблюдением всех мер безопасности тех ребят, которые не имели возможности уехать. В первую очередь, это касалось студентов из других государств.

Опустели аудитории. Обезлюдели общежития. Притихли спортзалы. Ситуация осложнялась тем, что университет сам определял, как вести образовательную деятельность в новых условиях: готовых схем не было и никто не мог их предложить. И эта непростая задача была решена.

студенческая аудитория ВоГУ

Были разработаны алгоритмы работы для всех сотрудников университета: от административно-управленческого персонала до директоров институтов, преподавателей и специалистов по учебно-методической работе. И, конечно, студентов.

О неопределенности в первую неделю дистанта рассказала директор Института социальных и гуманитарных наук ВоГУ Наталья Ястреб:

«Придя на планерку, мы узнали о том, что переходим на дистанционное обучение, и что все студенты должны в течение двух дней уехать домой. Для меня, проработавшей в должности всего полтора месяца, это был настоящий вызов. Мы оказались в какой-то смеси вакуума и хаоса. Мессенджеры взрывались от сообщений студентов, особенно студентов Института управления, экономики и юриспруденции, не желавших уезжать из общежития, закрепленного за мной. Я уговаривала и успокаивала их по двадцать часов в сутки.

Преподавателям нужно было помогать с тем, как вести учебный процесс, как взаимодействовать со студентами. Методические проблемы стали настолько острыми, что я постоянно задавала себе один и тот же вопрос: почему, несмотря на то, что дистанционное обучение — тренд во всем мире, у нас этому не учат вообще, даже на уровне теории. Как вести лекции, как организовывать практические занятия, какие задания давать? Как вести учет?

Все это пришлось прорабатывать буквально за несколько дней. Про технику я вообще молчу, у многих на компьютере – устаревшее программное обеспечение. У некоторых преподавателей нет дома компьютера, кроме смартфона. Мы работали с такой интенсивностью, что страшно даже вспомнить. Закрыв первую трансляцию в «ВКонтакте», я  увидела больше семи тысяч просмотров. Для меня это был шок! Но было понятно, что потребность в рассказе о происходящем от первого лица колоссальная.

Наталья Ястреб за разработкой онлайн-курса по философии

Начали вести методический семинар в институте, потом такой же запустили в университете, стало понятнее и легче. Для меня самой тяжелой была апрельская неделя после внеплановых каникул. Было ощущение, что локомотив остановился, и печка погасла. Восстанавливать ритм было невероятно тяжело. И очень странно смотрелись в соцсетях картинки про то, как людям нечего делать на самоизоляции. Мы работали круглосуточно, а еще ведь и свои дети на удаленке.

Но мы все сделали, выстояли, не разрушили учебный процесс и сохранили здравость ума».

Резкий переход на дистант стал настоящим экзаменом на профмастерство и гибкость подходов для преподавателей  университета. Доцент кафедры промышленного и гражданского строительства, кандидат технических наук Сергей Соловьев рассказал медиапорталу «АудиториЯ» о том,  какой опыт благодаря этому был приобретен:

«Самая большая трудность при переходе на дистанционный формат обучения заключалась в необходимости за крайне короткий промежуток времени организовать учебный процесс с минимальными потерями в его качестве. Не имея большого опыта, нам, тем не менее, удалось успешно опробовать различные форматы и средства электронной образовательной среды.

Еще одной проблемой выступила низкая цифровая грамотность отдельных студентов (в основном заочной формы обучения) и, например, отдельных членов комиссий государственной итоговой аттестации. Пришлось потратить очень много времени на индивидуальные консультации по решению их технических проблем.

Тем не менее, никогда не поздно осваивать новые образовательные инструменты и форматы. Показателен пример профессора нашей кафедры  Владимира Сергеевича Уткина. В 92 года он активно вел занятия и участвовал в заседаниях кафедры в Zoom, а также строго и внимательно проверял расчетно-графические работы на нашем портале ЭОТ…

Большим плюсом дистанционного формата стала возможность качественного проведения лекций на большие потоки студентов. При проведении очной лекции для аудитории более чем в 100 студентов часть из них может плохо видеть информацию с проектора, теряется восприятие у «задних рядов». Безусловно,  в дистанционном формате можно прослушать лекцию как фоновый звук, но все заинтересованные могут получить более качественное представление учебного материала с технической точки зрения.

 

Важным положительным фактором является и экономия времени. Отсутствие необходимости добираться от дома до учебных аудиторий, а также перемещаться из корпуса в корпус позволило потратить это время для решения других задач.

Если же проведение лекций в дистанте имело больше положительного эффекта, то проведение практических и лабораторных работ, а также промежуточной аттестации сопровождалось определенными сложностями. Была очевидна необходимость проведения реальных экспериментов в лабораториях. К сожалению, в дистанционной форме эти необходимые образовательные составляющие теряются.

«Минусом» дистанта также является трудность адекватной оценки технических сбоев у студентов. Если лекция начинается в восемь утра, то, естественно, находятся студенты, которым в это время отключают Интернет, а компьютер и телефон выходят из строя.

И все же время дистанционного обучения с точки зрения преподавательского опыта я оцениваю позитивно. Мы научились формировать элементы электронных курсов, которые можно с успехом совмещать с очным обучением; организовывать встречи и совещания в онлайн-среде, что сэкономило нам много времени.  Так, мы разработали онлайн-курс дополнительного образования «Информационное моделирование зданий (BIM)», который прошло более 150 человек по всей России – чему значительно помог опыт дистанционного обучения».

Студентам также пришлось быстро «вливаться» в онлайн учебу. Сложнее всех пришлось тем ребятам, которые из-за карантинных мер были вынуждены вернуться в свои небольшие сельские поселения. К сожалению, далеко не в каждом населенном пункте нашего региона и соседних областей есть Интернет, без которого получить образование в удаленном режиме невозможно.

О том, как пришлось справляться с трудностями и привыкать к новому формату лекций, семинаров и экзаменов, медиапорталу «АудиториЯ» рассказала студентка Института машиностроения, энергетики и транспорта ВоГУ Карина Нагаева:

– Резкого перехода на дистанционное обучение не было, все происходило постепенно. Сначала один преподаватель включался в работу, затем второй и так далее. А вот сложностей было много:  я из маленькой деревни, и первое, с чем я столкнулась – это отсутствие бесперебойной работы Интернета. Поэтому  я не могла вовремя выходить на связь с преподавателями.

студентка ИМЭиТ Карина Нагаева

Второе – это занятия по профильным предметам. Знания были минимальные,  приходилось самой искать и изучать литературу. Многие преподаватели не были готовы к обучению через Интернет, а некоторые из них даже учились «с нуля».


Но были и положительные моменты…У меня было много свободного времени, хотя и по учебе я не отставала. Мне нравилось то, что на выполнение заданий давали несколько дней, и я, не торопясь, могла их делать по ночам, а  дневное время я тратила на свои дела
».

… Новый учебный год 2020-2021 Вологодский государственный университет начал в обычном режиме. С новыми знаниями и новым опытом, который для команды ВоГУ оказался бесценным, и который обязательно пригодится в настоящем и будущем.