Иван Мухин: «Преподавание – важнейшая социальная миссия ученого»

8 февраля был дан старт Году науки и технологий. Медиапортал «АудиториЯ» продолжает рассказывать об ученых Вологодского госуниверситета, активно занимающихся исследованиями. Среди них – молодой ученый, доцент кафедры биологии и химии, кандидат биологических наук Иван Мухин:

– Иван Андреевич, расскажите об исследованиях или разработках, которыми Вы можете гордиться?

– Я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук в 2014 году в Институте биологии внутренних вод РАН. Научная работа была посвящена экологии организмов-обрастателей. Исследование перифитона позволило сформулировать оригинальную теоретическую концепцию  роли архитектоники пространства в формировании сообществ, сформулировать понятие субстратного загрязнения. Развитие этих идей продолжается в кооперации с ведущими научными коллективами – представителями Саратовского национального исследовательского государственного университета, Института озероведения РАН и другими учеными.

Когда формулируешь какие-то новые мысли, всегда немного страшно, сомневаешься, а так ли это. Нельзя заглянуть в конец учебника и сверить ответы. Поэтому особенное удовольствие видеть, что не ошибся, выдвинул предположения, которые увидели и другие исследователи. Эта концепция предполагает, что организация пространства — ориентация относительно силы тяжести, сложность субстрата, расстояние до других поверхностей является экологическим фактором. Самая большая сложность тут в том, что сила фактора должна быть измерима. А как измерить пространство? Для этого пришлось разработать специальную меру, которую мы назвали мерой сложности пространства.

 

– По Вашему мнению, в занятии наукой есть место творчеству? Если да, то есть ли в Ваших исследованиях творческая составляющая?

– Безусловно, наука – это разновидность творчества. Ведь это всегда деятельность, направленная на созидание. Подобно тому, как в уме художника рождаются и преломляются образы, как композитор вдруг «слышит»  музыку, которую потом записывает в нотный стан, так и ученый озаряется идеями, которые потом прорабатывает.

– Как Вы считаете, научное исследование должно быть актуальным для современников?

– Разумеется, любая работа должна быть актуальной, не только исследовательская. Однако не всегда современники могут оценить актуальность. И не всегда актуальность работы может правильно оценить и сам ученый. Считаю, что никакой человек не будет тратить свое время на труд, который он сам не считает нужным, особенно, если речь идет о труде творческом – просто не будет вдохновения. Актуальность научного труда не должна быть обязательным компонентом, но его востребованность, тем не менее,  должна оцениваться современниками. А дальше – покажет время.

– Какое современное открытие вызвало у Вас наибольший интерес?

– Стараюсь следить за научными новостями по всему миру и с интересом читаю о больших и малых открытиях коллег. Из последних – очень заинтересовала работа австралийских ученых, изучающих развитие мидий на берегозащитных дамбах, их работа, как ни странно, перекликается с результатами, которые мы получили в ходе Ладожской экспедиции, в скальных шхерах. Если говорить о крупных открытиях, то самое интересное, по моему мнению, происходит сейчас в генетике и молекулярной биологии, а также филогении живого мира. Это новости, касающиеся поисков (кажется, они вот-вот завершатся успехом) нашего самого древнего общего с другими ядерными организмами предка.

– Иван Адреевич, легко ли молодому ученому в науке? С какими трудностями сталкиваетесь?

– Молодому человеку везде трудно, не только в науке. Ведь начало творческого пути – это получение и «коллекционирование»  опыта, который, как известно, «сын ошибок трудных». Да, приходится ошибаться, «набивать шишки». Если речь идет об организации жизни, социальном обеспечении, то с этим, кажется несколько проще. Есть большое количество грантов именно для молодых ученых, в нашем университете и соседних регионах очень развита научная инфраструктура, по крайней мере, что касается биологических наук. Так что основные проблемы, которые приходится решать – это проблемы повышения собственной компетентности.

– Вы преподаете в Центре ДНК, рассказываете о науке школьникам. Чему, в первую очередь, стараетесь научить детей? 

– Считаю преподавание важнейшей социальной миссией ученого. Отношу это и к работе в ДНК. Чему может научить ученый школьников? Не только выполнять проекты и осуществлять научный поиск или каким-то конкретным методам исследования (то, что относят к hard-компетенциям). Мне кажется, более важным развить критическое мышление у ребенка, сформировать естественнонаучную картину мира, заполнив лакуны, которые остаются из-за того, что школьная программа отстает от стремительно меняющегося мира.

Фото из архива до введения ограничительных мер