Доцент ВоГУ провела исследование о том, как развивается современная литературная среда в провинции

Конференция «Фон и фигура: творческие проекты» прошла в Вологде. Организатором мероприятия выступили Вологодская областная универсальная научная библиотека и  кафедра теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета. 

Одним из участников встречи стала доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии ВоГУ Людмила Якушева, представив доклад о вологодских литературных проектах.

Людмила Алентиновна рассказала о современном литературном процессе в провинции: об условиях, в которых находится провинциальный писатель, проблемных зонах современной социокультурной среды, а также об успешных литературных проектах, осуществленных в Вологде и Ярославле за последние три года: «Том писателей», литературная резиденция «Дом Дяди Гиляя» и «Кит умер».

«Жизнь в провинции априори предполагает удаленность, ослабленную пассионарность, историческое и временное запаздывание. В силу этих объективных «исходных данных» провинциальный художник вынужден все время преодолевать, догонять, соответствовать, а в итоге – в качестве доказательства своей состоятельности и успешности – перемещается в столицу, либо становится узнаваемым «лицом» местной элиты, – считает автор доклада. – Сами обстоятельства жизни на окраине создают для творческой личности дополнительную мотивацию и стимулы, пробуждая «право на биографию» и, одновременно, формируя предубеждения и комплексы».

Людмила Якушева определила ключевые проблемы существования литературного процесса в провинции:

– отсутствие консолидированной профессиональной творческой среды. Многолетнее противостояние двух основных писательских союзов (Союза писателей России и Союза российских писателей) привело к формированию такой общественной репутации, которая отрицательно сказывается не только на взаимоотношениях с властными структурами, но и на имидже писательских организаций в общественном сознании в целом;

– интеллектуальная прослойка в провинции малочисленна, разобщена, существует по «цеховому» принципу. Писатели, достигшие профессионального уровня, следуют определенной конъюнктуре столичных журналов, сообществ, конкурсов;

– общественное мнение в провинции формируется стихийно. Провинциалы больше, чем следовало, ориентированы на известное, устоявшееся, зарекомендовавшее себя;

– личностный опыт, миссионерский посыл и служение, как правило, остаются в провинции не востребованными; писатели, библиотекари, культуртрегеры оказываются маргиналами, чья деятельность не имеет ни идеологической, ни финансовой поддержки, а кроме того, лишена этического оправдания своего существования в современном сообществе;

– тем, кто отвечает за культурную политику и массовые мероприятия (чиновники департаментов и отделов культуры), «проще» обращаться к творчеству почитаемых, а не читаемых авторов (основу календарного планирования составляют «датские» мероприятия). Культ классиков – имена, произведения, юбилейные традиции советского времени – продолжает свое существование. На Вологодчине это – культ «мертвых» писателей;

– конкурсные экспертные комиссии, рассматривающие литературные проекты, оказываются в прямой зависимости от внутренней политики государственных организационных структур;

– на творческую среду оказывает влияние разобщенность действий социальных институций: отсутствует согласованность – календарная, ситуативная, тематическая, пространственная. В провинции, в частности в Вологде, существует проблема аудитории, для которой проводятся все эти мероприятия – сейшены, хепенинги и более традиционные – встречи, обсуждения, лекции (как правило, одна и та же зрительская прослойка «кочует» от одного мероприятия к другому);

– деятельность современных писателей приравнена к деятельности предпринимателей. Литобъединения и вовсе лишены официальной поддержки (за исключением юридической регистрации). Все они существуют на общественных началах, за редким исключением (в Вологде это – студия Инги Чурбановой-Никитиной при муниципальном театре «Сонет»), а значит, литературные организации лишены финансовой поддержки, помощи в организации мероприятий;

 – на областном уровне отсутствует книгоиздательская политика, не изучается конъюнктура издательского рынка в провинции на региональном и более высоком уровне;

– отсутствуют формы поддержки творческой немолодежи (тех, кто стал писать в возрасте «начинающего» Льва Толстого – после 36 лет).

По мнению Людмилы Якушевой, современный провинциальный литератор оказывается в специфически жестких условиях. Он занимается не только и не столько творчеством, сколько осознанно и вынужденно занят формированием вокруг себя среды – писательской, читательской, литературно-критической, и шире – общественной. В Вологде таким примером может быть культуртрегерство Галины Щекиной, в Ярославле – Любови Новиковой.

Одним из лучших фундаментов для частных инициатив, объединения творческих одиночек являются локальные литературные площадки. Традиционно это – библиотеки, клубы по интересам, литературные студии. Но вслед за частными инициативами по созданию новых музейных, театральных и арт-институций (в Вологде это – галерея «Красный мост», камерный театр, МАУК «Резной палисад», фестиваль «Город мастеров», бюро нестандартных экскурсий «Вокруг да около». В Ярославле – музей «Музыка и время», культурный центр «TEXTIL»), стали успешно возникать и реализовываться проекты, направленные на консолидацию читающей и пишущей аудитории.

Три года назад в Вологде была открыта «Литературная резиденция «Дом дяди Гиляя» (при содействии регионального отделения Союза российских писателей и меценатстве Елены Волковой). Это место исторически связано с книгой – здесь была детская библиотека, но сейчас Дом предлагает посетителям более широкий спектр удовлетворения потребностей: от образовательных, коммуникативных до рекреационных (есть две комнаты, оборудованные для приезжающих гостей – поэтов, писателей, критиков). Выставки, лекции, встречи, семинары, показы, презентации, фестивали – любая творческая инициатива здесь рассматривается и поддерживается.

В Ярославле в 2017 году также был осуществлен нестандартный литературный проект. Группа молодых людей  переосмыслили идею толстого литературного журнала, издав собственный «тонкий» литературный журнал (журнал-игру, журнал-пьесу) «Кит умер». Изначально был заявлен эсхатологический характер издания (имеющий конечность), отказ от периодичности и метасюжетное сцепление каждого номера.

Таким образом, можно утверждать, что литературный процесс в провинции «прирастает» за счет самодеятельности отдельных авторов, способности литобъединений к переосмыслению старых форм организационной и творческой работы, активности писательских союзов. А главное, наблюдение за происходящим позволяет сделать вывод: искусство требует рефлексии – обсуждения, диалога, живого участия, что и осуществляется в той или иной мере интенсивности (временной, дистанционной, пространственной), внушая сдержанный исторический оптимизм по отношению к литературным процессам в провинции.