Василий Саблин: «Национальные идеи, построенные на вражде и ненависти к соседу, вредны и не продуктивны»

Заведующий кафедрой всеобщей истории и мировой политики ВоГУ выступил с публичной лекцией в рамках информационной конференции вологодского отделения Российского исторического общества и учителей истории города Вологды, которая прошла на площадке Вологодского госуниверситета.

«15 республик – 15 сестер»

Ключевая тема доклада профессора, доктора исторических наук Василия Саблина касалась становления и развития национальных государств, возникших при распаде СССР.

«Как правило, новые государственные образования нуждаются в национальной идее, которая бы цементировала общество. Нет ничего удивительного, что при формировании такого рода идей, происходит поиск национальной идентичности, нация ищет опору в своей истории, возвращается к истокам национального самосознания и исторического сознания. Зачастую эти понятия тождественны», — отмечает профессор ВоГУ.

С момента распада Советского Союза 15 государств проделали значительный путь в осмыслении своего прошлого, своих истоков. Написали новые труды и новые учебники по истории и выучили по этим учебникам не одно поколение молодежи.

В поисках идентичности

По мнению доктора исторических наук, происходило это на фоне глубочайшего идеологического надлома в России, которая сама все 90-е годы 20-ого века пребывала в поисках своей идентичности, в который раз в своей истории поддалась чарам западного социума и с криками «Рынок и «Pepsi»» ринулась обличать собственную историю.

«В этом своем шельмовании прошлого, мы дошли до бесстыдства. По сути, отреклись от недавнего и, в первую очередь, советского прошлого. Запад нам аплодировал, так как ему важно было иметь Россию, населенную «Иванами, не помнящими родства», не любящими своей страны, не знающей своей истории», — убежден Василий Саблин.

Заведующий кафедрой всеобщей истории и мировой политики напомнил слушателям крылатое выражение о том, что «войны выигрывает простой учитель истории». Этот афоризм принадлежит Оскару Пешелю – географу и антропологу из Дрездена, впоследствии – профессору Лейпцигского университета.

Подмена понятий

«Сегодня мы признаем и говорим о том, что ущербно выглядит та национальная идея, и та национальная идентичность, которые построены на ненависти к соседнему государству. Такая идея непродуктивна и вредна для самого народа – носителя подобное идентичности», — считает доктор исторических наук.

В современной Средней Азии сформировались националистические доктрины на основе тезиса об этнической исключительности, что обосновывается всевозможными «изысканиями». Историческое мифотворчество вообще характерно для молодых наций, отмечает профессор ВоГУ, но в Средней Азии оно стало государственной идеологией.

Подробнее на примере нескольких среднеазиатских стран – во фрагменте публичной лекции заведующего кафедрой всеобщей истории и мировой политики Вологодского госуниверситета Василия Саблина.

ТУРКМЕНИЯ

При прежнем президенте республики Сапармурате Ниязове официальной считалась историческая концепция, содержащаяся в его книге «Рухнама». В ней, в частности, утверждалось, что туркмены первыми стали выплавлять руду и смастерили первую телегу, а «туркменское колеса развернуло ход истории». Историю туркмен здесь стали вести от мифического хана Огуза, якобы жившего 6 тысяч лет назад.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов поручил ученым и деятелям культуры уделять особое внимание исследованию туркменской истории. Идеология, по его словам, должна соответствовать «периоду Нового Возрождения» (так в Туркмении именуется период правления Бердымухамедова).

УЗБЕКИСТАН

Современные узбекские учебники истории провозглашают родоначальником узбекской государственности Тамерлана, который вообще-то был монголом.

Советский Союз эти учебники рисуют новым воплощением «колониальной Российской империи» и пребывание узбеков в составе СССР, изображают как череду страданий, унижений и самой дикой эксплуатации. Термин «русский» теперь тождественен термину «колонизатор».

«История сама наделила русский народ способностями колонизатора», — заявляют авторы одного из современных учебников.

В композиции Вечного огня в Ташкенте пятиконечная звезда заменена на восьмиконечную, официально принятую в Узбекистане. Уничтожена Аллея Славы перед бывшим музеем Туркестанского военного округа. Запрещено упоминание в СМИ словосочетаний «Герой Советского Союза» и словосочетания «Великая Отечественная война», которая именуется теперь здесь Второй мировой.

КАЗАХСТАН

В стране поступил явный госзаказ на удревнение истории казахов и героизацию их нации. Стали нужны новые великие истории и ее герои. Это привело к объявлению о «казахантропах», живших 2, 5 миллиона лет назад.

Мгновенно появились десятки книг и сотни стаей, в которых Чингисхан, Модэ, Атилла, король Артур, «царица Томарис» и десятки исторических деятелей «признаны» тюрками, причем казахами.

АЗЕРБАЙДЖАН

На торжественном заседании, посвященном юбилею Нахичеванской РА (1999 год), тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев прямо призывал историков «создавать обоснованные документы» и «доказывать принадлежность стране земель, где ныне расположена Армения».

«Исторические исследования в Азербайджане стоят на службе не науки, а политических амбиций лидеров, а азербайджанские историки занимаются обманом собственного народа», — считает профессор ВоГУ Василий Саблин.

АРМЕНИЯ

Государство тоже переписывает историю: Россия теперь оккупант, а нацисты – новые армянские герои.

«Поскольку фальсификация истории угрожает национальной безопасности государства, это во многом объясняет введение в современный научный оборот такого нового понятия как «мнемоническая безопасность» — безопасность памяти об истории своего народа и государства», — уточнил доктор исторических наук.

В действующем российском законодательства содержится ряд положений, подчеркивающих важность совместной работы федеральных и региональных органов власти, общественных организаций и институтов гражданского общества.

В частности, в Стратегии национальной безопасности России обозначена проблема манипулирования некоторыми странами общественным сознанием и фальсификации истории в геополитических целях. Противодействие же таким попыткам рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности именно в области культуры, как одного из стратегических национальных приоритетов.