Развитие технологий смешанного обучения и применение цифровых инструментов в учебном процессе обсудили в ВоГУ

С докладом на Научно-методическом совете выступила начальник Управления образовательной деятельности Ольга Лихачева.

«Современный этап развития образования характеризуется доминированием гибких образовательных траекторий, развитием у студентов  навыков самостоятельного обучения и самоконтроля. На ключевую позицию выходит развитие электронных образовательных ресурсов. Новое поколение студентов уже не воспринимает традиционную систему обучения как безусловную, у них другие запросы. Обучающиеся сами способны найти ту или иную информацию,  для этого им уже не нужен обычный преподаватель-лектор», — отметила Ольга Лихачева.

Один из трендов современного высшего образования — смешанное обучение, изменяющее характер взаимодействия со студентами в сторону персонализации образовательного процесса. Это образовательный подход, совмещающий обучение с участием личного взаимодействия участников процесса обучения (оффлайн либо оналайн), самообразования  в онлайн-средах и интеграцию самостоятельного обучения и обучения с преподавателем за счет групповых форм работы.

«Смешанное обучение создает новую образовательную среду, позволяющую ориентироваться на персональные траектории обучающихся. Электронный компонент обладает большей степенью вариативности. Это позволяет создавать различные траектории и сценарии обучения», — рассказала начальник Управления образовательной деятельности ВоГУ.

Электронная среда позволяет управлять обучением, так как студент выбирает самостоятельно время, место, темп обучения, а также организовывать активное социальное взаимодействие, обеспечивать высокую интерактивность и индивидуальную поддержку учебной деятельности каждого обучаемого.

Реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Еще до наступления пандемии модель смешанного обучения применялась в ведущих вузах страны, таких как Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, МГУ имени М.В.Ломоносова, Высшая школа экономики, Московский государственный строительный университет, Томский государственный университет и другие.

В Вологодском государственном университете до весны 2020 года смешанное обучение практически не применялось, несмотря на то, что электронные учебно-методические комплексы создавались  по многим дисциплинам.

Для успешного развития в ВоГУ смешанного обучения необходимо:

  • Разработать план по интеграции модели смешанного обучения в систему обучения в университете
  • Организовать работу по совершенствованию электронной образовательной среды университета для организации процесса обучения, настроенного на каждого студента в отдельности с учетом его конкретных потребностей
  • Создать в рамках Научно-методического совета секцию электронного обучения, которая будет координировать обучение в онлайн-среде.