Проблемы экологического образования и просвещения обсудили в Центре ДНК ВоГУ

Круглый стол с таким названием состоялся в Доме научной коллаборации. Мероприятие прошло на онлайн-платформе Zoom в рамках Российского научного форума «Экология и общество: баланс интересов».

Модератором конференции выступила директор Центра ДНК Марина Бутакова. В числе участников встречи – ученые-биологи и экологи из Вологды, Новгорода, Воронежа, Обнинска и Санкт-Петербурга, обсудившие экологическое образование в школах и вузах, а также реализацию программ дополнительного образования по экологии.

О системном подходе в экологическом образовании рассказала профессор кафедры биологии и химии ВоГУ, доктор биологических наук Наталья Болотова.

«Для достижения цели гармонизации отношений человека с природой требуется формирование системы «экологического образования для всех». В этой связи необходимо формировать у общества экологический менталитет, определяющий природосообразный тип поведения человека. Его фундаментом служит экологическое мировоззрение и нравственность», – уверена Наталья Львовна.

Главной функцией дошкольного этапа является экологическое воспитание детей. Школа служит ключевым звеном, где закладываются основы экологического образования, которые  и определяют «мотивационный веер» всех групп взрослого населения.

О распространении ненормативной лексики в российских школах и вузах как угрозе разрушения экологии человека рассказал доктор социологических наук, профессор кафедры экономики и управления Среднерусского гуманитарно-технологического института Андрей Пацула.

По данным исследований, первое место по употреблению ненормативной лексики занимают подростки, юноши и девушки в возрасте от 15 до 20 лет. Свою плохую привычку они объясняют стрессами, отсутствием денег, удобной простотой и выразительностью мата для быстрого реагирования в стрессовых ситуациях.

«Распространение ненормативной лексики в российских школах и вузах представляет собой актуальную и опасную угрозу разрушения экологии человека. Употребление мата должно жёстко табуироваться и пресекаться методами социального контроля вплоть до отчисления из образовательных учреждений », ­– уверен доцент из Обнинска.

В числе докладчиков выступила и методист Центра ДНК ВоГУ Яна Воробьева. Ее работа была посвящена экологическим интеллектуальным играм и конкурсам как средствам формирования экологической культуры у школьников.

«С целью обучения детей осознанному поведению в природе, воспитания бережного отношения к окружающему миру возникает необходимость сделать воспитательную работу по повышению уровня экологической культуры незаметной и привлекательной для детей. Игра – наиболее естественный вид деятельности, формирующий характер детей. Участие в конкурсах – один из аспектов мотивации детей к самореализации, где возникает здоровый дух соперничества», – рассказала Яна Воробьева.

 В Центре ДНК часто организуются конкурсы и игры, связанные с экологией, что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Так, одним  из самых популярных конкурсных мероприятий в Доме научной коллаборации ВоГУ  стал web квест, который проводится дистанционно и позволяет сделать достаточно широкий географический охват. Каждому участнику предлагается выбрать один из трех путей: биолога, химика или программиста. Каждый вопрос квеста – это проблемная ситуация, которую нужно решить, при необходимости используя ресурсы сети Интернет. В пути биолога и химика участникам встречаются вопросы экологического содержания.

В связи с выходом на дистанционное обучение были разработаны мини-проекты для школьников всех возрастов. Проекты размещены в общем доступе в группе Центра в социальной сети «Вконтакте», и каждый школьник мог выполнить любой из 15 предложенных проектов в домашних условиях, прислать ход работы и результаты и получить сертификат юного исследователя Центра ДНК. Среди  проектов с экологической направленностью – «Определи свой экослед», «Круговорот воды в природе», «Мусорное ведро моей семьи», «Почва и гидропоника», «Экологически чистые краски».

Отметим, что всего  в рамках круглого стола  было представлено 11 докладов, посвященных актуальным проблемам экологического образования.