Эксперты ВоГУ выявили лучшие практики по результатам оценки отчетов федеральных инновационных площадок

В Вологодском госуниверситете с 1 октября по 5 ноября работала группа экспертов по оценке деятельности Федеральных инновационных площадок в сфере высшего образования в 2020 году.

В качестве федеральных экспертов выступили директор института социальных и гуманитарных наук Наталья Ястреб (руководитель группы), заместитель директора по образовательной деятельности института педагогики, психологии и физического воспитания Екатерина Тихомирова, профессор кафедры психологии и педагогики Лариса Володина, зав. кафедрой социальных технологий Ирина Макеева, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания Наталья Мелентьева.

Федеральные инновационные площадки – это организации, реализующие инновационные проекты или программы в сфере образования, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития России.

Задачей экспертов было выявление лучших педагогических практик, выработанных федеральными инновационными площадками. Всего эксперты ВоГУ проверили 27 заявок на получение статуса ФИП и 11 отчетов действующих федеральных инновационных площадок

В результате анализа материалов эксперты ВоГУ отобрали четыре лучших проекта.

Проект «Создание непрерывной системы развития научно-технического творчества детей и студенческой молодежи образовательных организаций Южного Федерального округа в области образовательной робототехники», реализуемый ФГБОУ ВО  «Армавирский государственный педагогический университет», нацелен на реализацию системного подхода при организации научно-технического творчества детей.

На базе ФИП АГПУ созданы  и постоянно функционируют воскресная детская школы по образовательной робототехнике «Lego Education». Ежегодно в июне проводится летний школьный леголагерь «RoboChil». Создана студенческая научно-исследовательская лаборатории в области робототехники. Разработана программа курсов повышения квалификации «Ознакомление с основами образовательной робототехники на базе LEGO Education в свете требований ФГОС и Нацпроекта «Образование».

Анализ полученных материалов показал, что за время работы инновационной площадки проделана большая работа. Проведены конкурсы, обучающие мероприятия, разработана программа курсов дополнительного образования. Результаты опубликованы в научных работах и учебно-методических пособиях.

Работа ФИП активно освещалась различными медиаресурсами, как региональными (вузовскими), так и федеральными (сайт ФИП). Заметна вовлеченность сетевых партнеров, участие которых просматривается в представленном отчете о деятельности ФИП. Разработанные практики могут быть полезны всем вузам и учреждениям ДО, в деятельность которых включена образовательная робототехника.

«Проект «Создание системы профессионального развития кадров на базе Центра компетенций управления контрактами в сфере государственных и муниципальных нужд», реализуемый ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет», ставит своей целью формирование и развитие компетентностной модели выпускников программ дополнительного профессионального образования в сфере государственных и муниципальных закупок в условиях динамичного развития российского законодательства о контрактной системе закупок.

Проект позволяет осуществлять развитие системы профессионального развития кадров в системе «высшее образование – повышение квалификации – профессиональная переподготовка» и обеспечивает новое качество содержания образования. По итогам экспертизы отмечена высокая оценка представленных материалов. Представляется возможным использование результатов проекта в массовой практике.

 Проект «Региональный центр развития качества образования в области иностранных языков», представленный ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», своей целью ставит оптимизацию процесса введения и реализации обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и повышения эффективности подготовки к этому нововведению педагогического и ученического сообщества Ставропольского края.

Реализация проекта позволяет оценить в масштабах края уровень языковой подготовки кадров, работающих в средней школе, и выстроить наиболее эффективную модель региональной программы повышения квалификации учителей иностранного языка: результаты аналитической деятельности Центра взяты за основу разработки и реализации комплексной программы повышения квалификации «Развитие профессиональной коммуникативной компетентности у учителей иностранного языка с учетом форматов ОГЭ и ЕГЭ», включающей проведение обучающих семинаров по языковым навыкам, курсов, мастер-классов лучших педагогов и т.д., контрольных срезов с выдачей удостоверения о повышения квалификации, подтверждающего совершенствование уровня компетентности участников программы.

Результаты аналитической деятельности Центра могут быть взяты за основу разработки и реализации комплексной программы повышения квалификации «Развитие профессиональной коммуникативной компетентности у учителей иностранного языка с учетом форматов ОГЭ и ЕГЭ», включающей проведение обучающих семинаров по языковым навыкам, курсов, мастер-классов лучших педагогов и т.д., контрольных срезов с выдачей удостоверения о повышения квалификации, подтверждающего совершенствование уровня компетентности участников программы. Учебно-методические материалы по аттестации учителей иностранных языков могут стать основой для подготовки аттестационных материалов по другим предметам.

Проект «Организация процессов сетевого взаимодействия школьников, родителей, учителей на основе многоуровневой сетевой образовательной среды», разработанный ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», направлен на создание многоуровневой сетевой образовательной среды для целевых групп пользователей: школьников, родителей, учителей, студентов на основе распределенного, сетевого принципов с ориентацией на создание новых моделей непрерывного образования.

В 2019-2020 годах в ТГПУ была продолжена работа по развитию содержательной и технологической структуры интегративной открытой информационно-образовательная среды для реализации программ дополнительного образования педагогов. Создана и апробирована модель обучения  в дистанционном режиме для детей с разными образовательными потребностями; разработано учебно-методическое и организационное обеспечение.

Одной из основных проблем, препятствующих реализации выработанных в сфере образования инновационных идей, является недостаточное их отражение в публичном пространстве медиаресурсов и в научной печати.

Для того, чтобы федеральные инновационные площадки не только производили идеи, но и делали свои наработки практически применимыми, необходимо обратить особое внимание на проработку форм передачи инновационного опыта – методических разработок, отчетов о проведении мероприятий, информационно-аналитических материалов в СМИ, в том числе сетевых медиа.