Первый раритет обнаружили ученые ВоГУ в экспедиции «Вместе по Русскому Северу-2020»

Минералогический музей кафедры географии Вологодского государственного университета пополнит палеонтологическая находка.

Участники автомаршрута во время обследования Андомской горы, одной из главных достопримечательностей Вытегорского района, обнаружили часть окаменелого дерева девонского периода. Находка снаружи была покрыта  минеральными слоями, а внутри имела полость с кристаллами кальцита.

«Андомская гора – это объект природного наследия, имеющий статус геологического памятника природы.  Именно здесь находится самый высокий береговой обрыв Онежского озера, где на поверхность выходят девонские отложения. Их возраст составляет 300 млн. лет. К  сожалению, с каждым годом гора разрушается и становится меньше, – рассказала руководитель автомаршрута, профессор ВоГУ, председатель Вологодского отделения РГО Надежда Максутова. – В результате эрозии здесь  каждый год обнажаются новые слои отложений, в которых можно обнаружить палеонтологические  находки. Каждый слой является страницей древнего ландшафта, по которому можно прочитать о палеоклимате и исчезнувших экосистемах. «Подарками» для геологов, имеющих особую научную ценность, являются окаменелости животных, растений и деревьев, образовавшиеся после попадания в бескислородную среду».

Как правило, большая часть окаменелостей образуется вследствие природных катастроф, например, изменения климата. В девонский период на суше обитали древовидные хвощи и плауны, не имевшие сердцевины и корневой системы, поэтому легко падающие на землю. Благодаря времени и химическим реакциям органические ткани у них заменялись минералами, что и произошло с находкой древнего растения на Андомской горе.

По инициативе Русского географического общества, под эгидой которого и проходит  экспедиция «Вместе по Русскому Северу»,  палеонтологический экспонат будет передан в Минералогический музей кафедры географии Вологодского госуниверситета.