Читаем с Научной библиотекой ВоГУ: как писатели-фантасты «предугадывают» мировые эпидемии

В истории человечества нет сколько-нибудь значимого события, которое не оказалось бы в поле зрения писателей-фантастов. Не является исключением и тема пандемии.

Известно также, что многие придуманные сюжеты получают впоследствии реальное воплощение. Что это? Гениальное предвидение? Авторская фантазия? Поразительная осведомленность? А, может быть, современные конспирологи черпают свои теории из старых фантастических романов?

Впрочем, судите сами: вот несколько примеров воплощения «вирусной» темы в мировой фантастике.

Нил Стивенсон «Лавина». Культовый роман, написанный в 1992 году, считается одним из шедевров жанра посткиберпанк. Характерная черта жанра – демонстрация упадка человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху.

Вот и в романе Нила Стивенсона завлекательная виртуальная реальность успешно соперничает с мрачным и безысходным материальным миром. Грань предельно условна – у людей есть аватары (фильм Джеймса Кэмерона выйдет почти 20 лет спустя), а глобальное сетевое пространство зачастую заменяет подлинную жизнь: в реальности ты – доставщик пиццы, в Метавселенной – принц-воин.

Новый вирус – то ли компьютерный, то ли биологический (а возможно, просто цифровой код, разрушающий операционную систему), поражает хакеров. Настоящий мир в романе расколот на сотни мелких государств, а воображаемый, цифровой, – напротив, един. Вирус же с успехом действует в обоих мирах. Надвигается инфоапокалипсис…

Критики называют роман «гигатриллером информационного века», а за большое количество совпадений с нашей сегодняшней реальностью считают пророческим.

 Дин Кунц «Глаза тьмы». Сюжет романа американского писателя-фантаста драматичен: героиня, потерявшая ребенка, начинает собственное расследование с целью узнать, действительно ли он умер. Поиски приводят женщину на военный завод в горах Невады. Сын оказался там после случайного заражения вирусом, разработанным как биологическое оружие – угадайте с трех раз, где? Правильно, в секретной лаборатории исследовательского центра Уханя. Патоген почти стопроцентно смертелен, поражает только людей,  но не может жить вне человеческого тела дольше минуты… Остается добавить, что роман написан в 1981 году, так что в следующем году любители жанра смогут отметить его сорокалетие.

Не обошла тема и отечественную литературу. Роман-катастрофа, постмодернистский триллер Яны Вагнер «Вонгозеро» (2011 год) описывает эпидемию смертельного гриппа. Из-за нового вируса закрывают на карантин крупные города, но эта мера не помогает,  и вскоре всё оказывается во власти тяжелого заболевания: «Город закрыли вдруг, ночью. Я точно помню, тревоги еще не было. Невозможно было представить себе, что карантин не закончится за несколько недель. Это было по-своему даже приятно – внеурочный отпуск; наша связь с городом была не прервана, а просто ограничена. Идея пробраться туда казалась несрочной… Все случилось так быстро. Мы ужаснулись тому, какими были беспечными. Четыреста тысяч заболевших!», – так начиналась эпидемия.

Роман стал для Яны Вагнер дебютом и быстро привлек широкое внимание: книга была переведена на 11 языков и стала популярной среди поклонников жанра антиутопии. Роман вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», стал финалистом премий PrixBobMorane и журнала Elle. В 2019 году вышла экранизация книги от режиссера  Павла Костомарова – сериал «Эпидемия»: буквально за пару месяцев до начала глобального распространения коронавируса…

О дальнейшей судьбе тех, кто спрятался от эпидемии на маленьком острове посреди карельской тайги, вы сможете узнать из второй книги серии – «Вонгозеро. Живые люди».

Остается добавить, что найти и прочитать эти и многие другие научно-фантастические произведения можно на следующих ресурсах: