Диана Поспелова: «Коронавирус учебе — не помеха»

Для вологодских вузов и колледжей первый сложный период перехода от очного обучения к дистанционному уже позади — однако, этот процесс окончательно не завершен. Еще остались преподаватели, испытывающие трудности с уверенным входом в онлайн, но большинству из них удалось разобраться в этой сфере и установить новые порядки работы.

Педагоги Вологодского государственного университета для продуктивной работы со студентами используют все возможные мессенджеры, социальные сети, порталы и интернет-платформы, которые служат каналами для решения организационных вопросов между преподавателями и студентами. Подробнее в материале медиапортала «АудиториЯ».

В онлайн контакте 

Доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания ВоГУ Людмила Авдонина занимается со студентами через скачанные видеопрограммы, раз в неделю ребята высылают фото и видео- отчеты с занятий: «Как коронавирус начался, лекции уже прошли, вычитались. Остались на дистанционное образование только практические занятия. У нас скачаны программы по физкультуре, ребята их выполняют и присылают мне видео или фото. Так же студенты работают на платформе открытого образования: там по 15-18 минут видео, тесты».

Людмила Авдонина

Старший преподаватель кафедры юриспруденции института управления, экономики и юриспруденции Наталья Вонтова общается со студентами в режиме «онлайн» с использованием популярной социальной сети «Вконтакте», где есть возможность обсудить материал, дать индивидуальные консультации и промониторить состояние здоровья студентов группы. А для оценки знаний использует ПЭОТ ВоГУ.

ПЭОТ ВоГУ – портал электронных образовательных технологий, где ведется статистика всей учебной работы вуза: загружаются тесты, лекции и кейсовые задания для студентов, всё это контролируется администрацией и считается четко отрегулированной онлайн-платформой с особыми возможностями (установка ограничения по времени задания, оценивание по 100 % шкале и прочее).

«Портал очень помогает в проверке заданий, так как преподаватель, осуществляя выгрузку материалов на портал, может вводить автоматическое оценивание работ студентов и видит, как они справляются с лекциями, допускают ли ошибки в ответах на контрольные вопросы. Что касается тестов — их результаты так же автоматически подсчитываются системой по параметрам, заданным преподавателем, и я сразу вижу результат каждого студента» — рассказала Наталья Вонтова.

 В режиме видеосвязи

Лекционные занятия проводятся в групповой форме согласно учебному расписанию через Zoom или Skype, индивидуальные практические задания выкладываются либо на портал, либо высылаются непосредственно самому студенту.

Zoom – онлайн-сервис видеоконференций. Самый распространенный инструмент для дистанционного обучения в учебных подразделениях ВоГУ. Удобство данного сервиса в том, что Zoom позволяет записывать лекции и проводить экзамены в режиме видеосвязи. Работает, как с компьютера, так и идет как приложение к смартфону или планшету. В вечерний период студенты, которые требуют дополнительных консультаций, имеют возможность пообщаться с преподавателем в Zoom лично.

«Пользовалась «Зумом» дважды, когда сдавала экзамены. Хорошая программа — простота в использовании, звук не отстаёт от видео, можно демонстрировать рабочий экран» — поделилась своими впечатлениями Елизавета Петрова, студентка Гуманитарного института (2Б42 Ж-41, 4 курс).

Skype, как и Zoom, позволяет общаться пользователям друг с другом по видеосвязи. Однако, Skype наиболее подвержен ошибкам и багам и имеет более сложную структуру для его освоения.

«Проводили 1 раз в Скайпе групповое занятие, у меня постоянно вылетал интернет, и поэтому пол лекции ушло в никуда» — посетовала студентка 4 курса Института культуры и туризма Карина Туремуратова (3Б39 СО-41, 4 курс).

 Собственные подходы

Большинство студентов, признают, что во время дистанционного обучения, работы у них стало вдвое больше, и это не считая усилий, которые пришлось приложить для превращения своего жилища в полноценную учебную аудиторию.

Из-за пандемии COVID-19 многие иногородние студенты оставили свои общежития и отправились домой, где большинство из них столкнулись с  ограниченным доступом к интернету или отсутствием технического оборудования. Однако не только иногородние пострадали, все студенты были вынуждены приспосабливаться к новым технологиям, необходимым им для дистанционного обучения.

Пообщавшись с преподавателями и студенческой молодежью из разных подразделений ВоГУ, мы выяснили, что свои собственные подходы к дистанционному обучению применяют не только определенные институты, но и отдельные преподаватели в пределах одной кафедры. Правда, есть и общие черты: главное – это использование всех возможных современных средств онлайн-коммуникаций для продолжения обучения студентов.

Вместе на расстоянии

При опросе преподавателей о трудностях дистанционного обучения многие отметили недостаток личного общения со студентами, а также проблему с техническими возможностями.

«Главная трудность, отсутствие живого общения. Его никак не заменить. Так же у некоторых студентов плохие технические возможности» — подтвердил начальник отдела по воспитательной работе университетского колледжа Михаил Попов.

Михаил Попов

«Пожалуй, единственная трудность определяется тем, что много времени уходит на то, чтобы подготовить материал для занятий и вгрузить его в систему. Но я не считаю это проблемой, наоборот — для меня, как для преподавателя, это — вызов. Могут возникать и проблемы технического характера, так как есть студенты, проживающие в районах, где интернет плохо ловит. Но такие ситуации мы отрабатываем индивидуально и качество учебного процесса не страдает. Наоборот, как мне кажется, постоянное нахождение онлайн на связи нас больше сплотило» — убеждена старший преподаватель кафедры юриспруденции института управления, экономики и юриспруденции Наталья Вонтова.

Наталья Вонтова

 

Помимо технических проблем, существует целый ряд социальных, эмоциональных и человеческих потребностей, которые необходимо учитывать, чтобы дать возможность студентам и преподавателям усовершенствовать дистанционное обучение. Правильно скоординированная работа всех учебных подразделений приносит свои плоды и позволяет университету выполнять свою основную образовательную роль в это сложное время. В условиях коронавируса, дистанционное обучение – настоящее спасение. Оно позволяет студентам и дальше осваивать учебную программу, не выходя из дома. Благодаря развитым современным технологиям, коронавирус не помеха обучению.

Диана Поспелова, студентка 4 курса Гуманитарного института (2Б42 Ж-41)