Марина Бутакова: «Механизмы развития дополнительного образования в современном мире должны быть очень гибкими»

Директор Дома научной коллаборации имени Сергея Ильюшина рассказала на онлайн заседании Ученого совета ВоГУ о реализации дополнительного образования школьников в Вологодском госуниверситете.

 

Программа повышения конкурентноспособности ВоГУ на 2018-2022 годы ведущей стратегической задачей  обозначила обеспечение роста количества абитуриентов из Вологодской области и других регионов. Сделать это можно при условии трансфера знаний в комфортной среде, в которой сформированы горизонтальные связи между участниками образовательного процесса.

До 2019 года дополнительное образование школьников было представлено в университете Центром довузовской подготовки, профориентации и образовательных услуг «Авангард», где обучалось ежегодно 350-450 слушателей.

 

В прошлом году в Вологодском госуниверситете был создан Дом научной коллаборации имени Сергея Ильюшина, работа которого направлена  напрямую на целевую аудиторию вуза  – абитуриентов ВоГУ.

Создание Центра ДНК и присоединение к нему Центра «Авангард», позволило университету расширить спектр направлений дополнительного образования.

Среди них – «Детский университет»  (5-9 классы) и «Малая академия» (10-11 классы). На этих направлениях  в настоящее время обучаются 256 школьников по 13 дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим ведущим направлениям научных исследований по биотехнологии, геномной инженерии и искусственному интеллекту.

По итогам освоения этих программ воспитанники Центра ДНК получают сертификаты, которые дают возможность на получение дополнительных проходных баллов при поступлении в ВоГУ.

Для проекта «Урок технологии» разработано пять дополнительных общеобразовательных программ, которые дают возможность обучения технологиям по направлениям робототехника, промышленный дизайн, виртуальная реальность, IT-технологии, геоинформационные технологии в рамках сетевого взаимодействия со школой.

В прошлом году по программе «Урок технологии» обучение прошли 153 школьника, в первом полугодии 2020 года к занятиям присоединились  77 школьников из Вологодского района.  

В рамках дополнительного образования в ВоГУ реализуются курсы углубленного изучения по 11 школьным предметам, курсы подготовки к участию в олимпиадах по профильным предметам (биология, химия, информатика), подготовка к творческим испытаниям при поступлении в университет (рисунок, черчение и другие).

«Механизмы развития дополнительного образования в современном постоянно изменяющемся мире должны быть очень гибкими. Мы, преподаватели и студенты, живем в так называемом VUCA-мире, нестабильном, неопределенном, сложном, неоднозначном мире больших вызовов и поэтому должны адаптироваться к изменениям иногда мгновенно. А для этого нужны сформированные компетенции, необходимые каждому современному человеку, если он хочет быть успешным. Это – креативное и критическое мышление, командная работа и коммуникабельность», –отметила Марина Бутакова.

Дополнительное образование, реализуемое в Центре ДНК, направлено на развитие современных универсальных компетенций и формирование у детей изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления.

Для этого педагог дополнительного образования должен обладать hard и soft компетенциями, владеть такими технологиями, как модерация, создание и сопровождение кейсов, фасилитация проектной деятельности.  Их освоение – это направление работы проекта «Педагог К-21», также функционирующим в Центре ДНК.

Среди основных направлений развития дополнительного образования в ВоГУ директор Центра ДНК назвала повышение доступности и качества программ допобразования, расширение спектра и модернизация его структуры, развитие кадрового потенциала, обновление форм профориентационной работы, а также продолжение работы по  сетевому взаимодействию.