Нина Смелкова: «В Вологде я получила лучшее из возможных женских образований»

Сотрудник Вологодского государственного музея-заповедника, «Лучший гид России-2017»  Нина Смелкова – выпускница филологического факультета ВоГУ:

— События последних дней возвращают меня к воспоминаниям о родном филфаке вологодского пед. института образца начала нулевых. К моей Alma mater.

Сейчас я совершенно серьёзно, без очков ностальгии и мифотворчества «золотого века», считаю, что получила в Вологде лучшее из возможных женских образований. Может быть, не самое престижное, но лучшее по качеству. Образование уровня Института благородных девиц и нынешнего «Арзамаса».

Образование, которое дало мне не только десяток латинских афоризмов и сотню мемчиков для избранных вроде того, что Том Джонс, конечно, гаденыш. Именно филфак из деревенской окающей дурехи с сомнительной самооценкой и багажом разрозненных знаний сделал то, что есть.

Филфак дал мне научное системное понимание мира. Он дал работающие инструменты научного поиска, критическое мышление, умение работать с источниками. Наши дипломные работы не были заказаны тетке или сшиты из интернета. Я писала диплом три года. Три года я собирала материал, а мама делала картотеку в несколько тысяч слов. Я прочитала весь список литературы, что был указан в конце. Я прочитала в три раза больше, но ведь в конце нужно указывать только цитируемое =) Сейчас диплом кажется наивным и глупым. Но это моя личная наивная и глупая научная работа.

Филфак научил меня лопатить огромный объем информации. Систематизировать, вычленять нужное, без всяких Ctrl+V Ctrl+C, с помощью руки, ручки и бумаги.

Никогда больше в своей жизни я так много не училась, до изнеможения. Спать в библиотеке полной народу на двухтомнике «Мифы народов мира», не спать неделями по ночам в сессию, прочитать всю классическую русскую и зарубежную литературу за пять лет, понять парочку мертвых языков и живой синтаксис русского. Я до сих пор не выкинула все эти тетрадки, в которых уже ничего не разобрать. Три огромные коробки — память о собственной работоспособности.

А еще филфак дал мне понимание слова «Учитель». У нас не было ни одного проходного преподавателя. Все вместе и каждый по отдельности для меня — личный пример, восхищение и авторитет. Небожители кафедр. С невероятным литературным языком, академической внешностью, потрясающе разбирающиеся в своем предмете. И да, люди другого мира, не совсем чтобы и люди в нашем понимании. Они могли называть нас «девицами», могли читать лекции с пожелтевших бумажек родом из 70-х, могли принимать экзамен 8 часов, могли одним взглядом ввести тебя в предобморок. Но ты очень хотел перепрыгнуть себя, чтоб стать похожим на них. Пусть даже ценой потерянного зрения и личной жизни =)

Мы ничего не знали о существовании коньяка на зачёт, халявных экзаменах, незаслуженных автоматах, не компетенциях и прогулах. Понимали ли мы, какое хорошее бесплатное образование случайно урвали у жизни? Конечно, нет. Это сейчас, глядя вокруг, я это понимаю. И, блеснув (да, без «т») одним из десяти оставшихся в памяти афоризмов, с гордостью говорю: «Филфак Вологодского педагогического института — моя Alma mater».