Вячеслав Приятелев: «Сложившаяся ситуация позволила университету в полной мере понять, что такое цифровое образование»

В дистанционном режиме живет и работает с 17 марта Вологодский государственный университет. Студенты разъехались по домам, общежития и учебные корпуса опустели, преподаватели и сотрудники вуза перешли на удаленную схему работы.

О том, как отстроилась за этот месяц онлайн система самого крупного вуза Вологодской области, медиапорталу «АудиториЯ» рассказал ректор ВоГУ Вячеслав Приятелев.

Вячеслав Викторович, рекомендации Министерства по организации образовательного процесса предполагали два варианта развития событий, почему был выбран наиболее жесткий из них?

Возможных сценариев, действительно, было два. Мы могли пойти по облегченному пути с переводом только отдельных студентов на индивидуальные учебные планы. Однако понимая прогнозы по ухудшению эпидобстановки в условиях распространения коронавирусной инфекции не только на территории города и региона, но и за их пределами, мы сразу выбрали временный переход на обучение с использованием исключительно дистанционных технологий. Этот месяц показал, что мы не только не ошиблись, но еще и время выиграли.

Еще недавно студенты ВоГУ занимались в аудиториях…

С 17 марта ВоГУ перевел на дистанционное обучение 175 образовательных программ. В том числе:

  • 119 направлений (профилей) бакалавриата,
  • 40 программ магистратуры и
  • 4 программы специалитета, реализуемых в очной, заочной и очно-заочной формах.
  • 12 программ СПО

Управление образовательной деятельности совместно с управлением информатизации организовали процесс перевода обучения в новый формат, какие конкретно произошли изменения?

— На Портале электронных образовательных технологий была разработана временная структура для размещения учебно-методических материалов (УММ)  по каждой образовательной программе. Мы учли все дисциплины, которые предусмотрены учебными планами во втором семестре 2019-2020 учебного года.  2580 – это  общее количество дисциплин, для которых на Портале созданы папки для УММ.

Должен отметить, что работа по наполнению Портала электронными учебно-методическими комплексами велась в университете и до перехода на «удаленку». По многим дисциплинам комплексы были созданы, а использовались крайне редко или вообще не использовались. В сложившейся ситуации многие преподаватели, вспомнив про свои ранние разработки, оперативно перевели обучение в дистанционный формат.

Есть ли альтернатива электронному Порталу?

 — Я бы назвал это дополнительными возможностями. Они есть. И вариантов вполне достаточно. Это электронная почта, мессенджеры, системы вебинаров, видеоконференции, чаты, открытые онлайн-курсы из списка Минобрнауки России… Из предложенных Министерством, преподавателями наших институтов выбрано 47 онлайн-курсов по 22 дисциплинам на программах бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Связь с преподавателями студенты ВоГУ поддерживают и с помощью мессенджеров

Всего для обучения на онлайн-платформах, предложенных Министерством, на данный момент зарегистрировано более одной тысячи наших студентов. Университет использует онлайн-курсы в формате смешанного обучения, а преподаватели университета координируют и контролируют эту деятельность.

Сейчас уже все студенты ВоГУ приступили к изучению материала. Могу сказать, что весь процесс перевода на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий был осуществлен в кратчайшие сроки, и еще до того, как были получены рекомендации Минобрнауки.

Занятия проводятся по расписанию. Такого результата удалось достичь благодаря слаженной работе структурных подразделений университета: управления образовательной деятельности, управления информатизации, директоратов наших институтов и колледжа, всех кафедр.

Вячеслав Викторович, вы следите за тем, что происходит с образовательным процессом по ту сторону экранов мониторов?

— Обязательно. Преподаватели ежедневно в электронном виде представляют отчет о форме проведенных занятий и результатах текущего контроля. Кроме того, еженедельно формируется отчет о выполнении учебной нагрузки на кафедру,  в котором отражаются фамилии и имена студентов, которые не выполняют задания преподавателей.

— Кстати, таких много? 

— Сначала было много. Студентам нужно было разъехаться по домам. Дома у всех разные семейно-бытовые условия, разные возможности технического оснащения, качество интернет-соединения в населенных пунктах может отличаться диаметрально. Представить только: все студенты страны одновременно «переселились» в интернет-пространство! Кстати, и у преподавателей университета самый разный уровень развития цифровых компетенций. Конечно, все они когда-то проходили обучение информационным образовательным технологиям, но у многих не было устойчивой практики, не было такой необходимости их ежедневного применения.

#ВолонтерыВоГУ

30 студентов Вологодского госуниверситета стали волонтерами. Ребята вступили в Единый волонтерский центр, чтобы оказывать помощь вологжанам старше 65 лет.

Добровольцы доставляют пенсионерам продукты питания, лекарства, выносят мусор и оплачивают услуги ЖКХ.

«Самое сложное в нашей работе – это носить маску долгое время», — признаются волонтеры ВоГУ.

За прошедшее время и тем, и другим удалось приспособиться к конкретным условиям, найти такую модель взаимодействия преподавателя с каждым студентом, которая позволяет поддерживать образовательный процесс.

Определенное неудобство для нас создали внеплановые каникулы с 30 марта по 5 апреля. Но дестабилизации образовательного процесса мы не допустили: оперативно проанализировали учебные планы-графики по всем формам обучения, и распоряжением проректора по образовательной деятельности внесли необходимые изменения в образовательный календарь по 41 образовательной программе очной формы обучения и 37 программам заочной, в том числе, для обучающихся по индивидуальным учебным планам с ускоренным обучением. Соответствующие изменения в настоящее время вносятся и в расписание учебных занятий.

Итоговый анализ показал, что все требования Минобрнауки мы соблюдаем.

Очень много вопросов было у студентов и преподавателей по поводу организации практик, какой выход из положения найден?

— Проанализировали возможности проведения  учебных, производственных и преддипломных практик с применением исключительно дистанционных технологий.

Общее число практик, которые должны быть реализованы в апреле — июле 2020 года, составляет 395 единиц. В дистанционном формате, позволяющем выполнить индивидуальное задание в полном объеме, будет проведено 382 практики (из них по графику — 289). Еще 13 практик перенесем на следующий семестр, поскольку именно их невозможно провести только дистанционно.

Учебные практики будут уже не столь захватывающими… Но будут!

Вячеслав Викторович, сегодня сложно сказать, когда именно мы перестанем работать и учиться дистанционно, как быть с выпускными экзаменами и итоговой аттестацией?

— Это самый часто задаваемый вопрос сейчас. Прежде всего, успокоиться и не паниковать. Государственная итоговая аттестация выпускников ВоГУ будет проведена тоже исключительно с применением дистанционных образовательных технологий.

Сейчас прорабатываются последние детали по организации работы государственных экзаменационных комиссий по проведению госэкзамена (81 образовательная программа) и защите ВКР (110 образовательных программ). Разрабатывается алгоритм подготовительного этапа государственной итоговой аттестации: организации предзащит, проверки ВКР заведующим кафедрой, директором, нормоконтролером.

Промежуточная итоговая аттестация для студентов не выпускных курсов также будет проведена с использованием дистанционных технологий.

Информационные технологии – это великая сила для организации бизнес-процессов. Мы научились организовывать свою работу в дистанционном формате: проводить планерки, рабочие совещания, быстро согласовывать документы и т.п. И всё это удаленно, не затрачивая время на дорогу, переходы из корпуса в корпус, из кабинета в кабинет. Текущая жизнь показала, что собраться в режиме видеоконференции можно намного оперативнее.

Продолжают работу в удалённом режиме научно-методический совет и экспертный совет по учебным изданиям. Все материалы рассылаются членам советов в электронном виде, заседание и голосование по вопросам повестки проводится в дистанционной форме.

Вы понимаете, в современности нашего бытия это время характеризуется самой высокой степенью интенсивности освоения чего-то нового! Мартовское заседание Ученого совета университета впервые прошло в заочной форме. Для этого нам пришлось внести коррективы в регламент работы. Заседание, назначенное на 30 апреля, впервые пройдет в онлайн-режиме на платформе Zoom. Думаем, как провести выборные процедуры на замещение должностей посредством тайного голосования. В таком формате не получается, поэтому эти вопросы пока мы перенесли на более поздний срок.

Вячеслав Приятелев: «Сложившаяся ситуация позволила университету понять в полной мере, что такое цифровое образование. Она послужила стимулом для развития дистанционных образовательных технологий в ВоГУ, выбила из зоны комфорта и заставила осваивать новые инструменты и методики обучения. Работа на расстоянии помогла увидеть с новой стороны функционал сотрудников, роль каждого из них в новой системе, оценить гибкость и адаптивность каждого».

Студенты приспособились к новым условиям легче, и основным преимуществом такого формата обучения они называют «гибкий образовательный процесс».

Очевидным является и тот факт, что работодатели гарантированно получат выпускника со сформированными на высоком уровне IT- компетенциями и умением работать дистанционно. Руководители наших предприятий, с которыми общаюсь, подчеркивают, что для их производства это действительно важно.

Работодатели получат выпускников со сформированными на высоком уровне IT- компетенциями

Ваши оценки весьма оптимистичны. Сложно поверить, что самый крупный вуз региона, в котором учится самое большое число вологодских студентов, не столкнулся ни с какими трудностями, перейдя на новый формат

— Трудности есть, есть определенные барьеры. К примеру, очень жаль, что в этом году наша общевузовская гордость – Международная научная конференция «Молодые исследователи – регионам» проходит в заочно-дистанционной форме.

Долго решали, как и на какой площадке, организовать обсуждение представленных участниками докладов. А их порядка 900! В итоге выбрали социальную сеть ВКонтакте, так как на ее базе наиболее быстро и удобно можно собрать всех участников и загрузить материалы для обсуждения. Для нас это был первый подобный опыт.

Есть и другой отрицательный момент. Любой научный форум – это не только и не столько сами по себе доклады участников, это еще и возможность живого общения, обмен опытом и информацией, новые контакты… Это, в принципе, – новые горизонты. Убежден, в следующем году мы наверстаем эти упущенные возможности, с учетом тех явных плюсов и преимуществ, которые нам сегодня дает онлайн.

Международный научный форум «Молодые исследователи — регионам» проходит в этом году в дистанционном режиме

Вячеслав Викторович, если продолжить тему научного направления деятельности, удаётся ли университету выполнять свои партнерские обязательства в научно-исследовательских проектах?

— Мы как раз были на старте нескольких новых крупных заказов. Научно-организационному отделу пришлось оперативно выстраивать систему согласования документов. Заказчики пошли нам на встречу, и на данный момент взаимодействие с ними отлажено, осуществляется через электронную почту и социальные сети.

Среди других проблем, могу назвать сложности во взаимодействии с другими вузами и организациями, которые также находятся в процессе перехода на дистанционную работу. Значительно затруднен доступ к информационно-аналитическим системам Web of Science и Scopus. Приостановлен доступ к электронной подписи ректора, что делает невозможным отправку заявок на получение охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности преподавателей вуза.

Не только конференцию «Молодые исследователи – регионам», но и многие другие научные мероприятия нам пришлось экстренно переводить в заочный формат. Исследователи  временно лишились возможности встретиться в научном кругу и лично обсудить заявленные научные проблемы, что является главной целью любой конференции.  Многим пришлось отменить поездки, что повлекло за собой и финансовые потери.

Тем не менее, уже в апреле работники университета смогли сориентироваться в новых условиях и организовать международный научный онлайн-семинар, объединивший исследователей-биологов Вологды, Ярославля, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Хельсинки.

Вячеслав Викторович, как регулируются сейчас в ВоГУ кадровые процедуры? Ведь жизнь не остановилась.

— Порядка 90 % сотрудников университета переведены на дистанционный формат работы. Мы призываем коллег соблюдать ограничительные мероприятия и оставаться дома. Просим минимизировать передвижения по городу даже тех, кто выполняет трудовые функции на своих рабочих местах.

Кадровые процедуры в большинстве своем проводятся через электронную почту. Кадровая служба университета при поступлении документов обрабатывает их в максимально короткие сроки. Таким образом, никаких задержек или проблем с кадровым перемещением работников, оплатой больничных листов, предоставлением отпусков или приемом новых сотрудников у нас сейчас нет.

Так сложилось, что распространение коронавирусной инфекции по времени совпало и с серьезным экономическим кризисом.  Вологжане частично остаются без работы, денежные запасы у многих тают на глазах… Отразилась ли эта ситуация на коллективе ВоГУ?

— Для финансовых подразделений Университета одна из важнейших задач — обеспечение своевременности выплат работникам, проведение необходимых расчетов с контрагентами, а также предоставление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности.

При переходе на «удаленку» был организован дистанционный доступ к необходимым ресурсам и программам всем сотрудникам отдела бюджетирования и регулирования оплаты труда и отдела бухгалтерского учета и отчетности, что позволило своевременно и эффективно выполнять свои должностные обязанности. Сотрудникам, не имеющим персонального компьютера, университет предоставил ноутбуки.

Трудности возникли с тем, что одновременное нахождение в программе 1С на удаленном доступе возможно только для 20 человек, а количество тех, кому необходим этот доступ, у нас гораздо выше. Только в финансовых подразделениях их 24.

Сотрудники ВоГУ имеют дистанционный доступ к необходимым ресурсам и программам

Кроме того, не все работники имеют устойчивый онлайн-доступ дома. Задача совместной работы решилась благодаря использованию приложений Viber, WhatsApp, социальных сетей, электронной почты и, конечно, телефона.

Знаю, что многие структурные подразделения создали собственные корпоративные чаты для решения текущих задач и для дистанционного контроля здоровья своих сотрудников. За этот месяц у Вологодского государственного университета даже новый слоган появился – «Вместе на расстоянии». И это здорово!

С появлением Центра ДНК имени Сергея Ильюшина связь вуза с вологодскими школьниками стала еще более устойчивой. Но вслед за вузами и школы ушли «на удаленку». Контингент не потеряли?

— Когда в один момент все резко изменилось,  педагогическому коллективу Центра ДНК пришлось быстро перестраиваться и искать новые варианты взаимодействия со школами.

В короткие сроки программа курса «Урока технологии» для Огарковской, Майской, Присухонской и Перьевской школ Вологодского района была адаптирована под дистанционный формат, подготовлены и высланы методические материалы для учителей.

Блок интересных и необременительных заданий позволил оценить самостоятельную работу школьников, выставить им оценки. Для разработки заданий преподаватели используют такие площадки, как онлайн-школа «Фоксфорд» и просветительский проект «Лекториум». Ведется работа по подготовке итоговой аттестации обучающихся за четверть. Со всеми школьниками, а это 77 человек, налажена обратная связь.

Школьникам, посещающим ДНК имени С. Ильюшина, тоже пришлось перестроиться на дистанционный формат обучения

Сейчас в Центре ДНК продолжается обучение более 260 слушателей по 28  программам на платной основе, в основном это курсы подготовки по всем предметам к итоговой школьной  аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) или к творческим испытаниям  при поступлении в вузы.

В это трудное для  выпускников школ время ни одна группа не оставлена без внимания, всем оказывается помощь и «подставлено плечо». Высокая степень развития компетенций преподавателей университета, большинство которых являются экспертами ОГЭ и ЕГЭ, позволяет проводить занятия на должном профессиональном уровне.

В Доме научной коллаборации  через проекты «Детский университет» (5-9 классы) и «Малая Академия» (10-11 классы) в настоящее время обучаются 256 школьников. Это 13 дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих ведущим направлениям научных исследований по биотехнологии, геномной инженерии и искусственному интеллекту. Для каждой созданы беседа (чат) или группа в социальной сети ВКонтакте, проводятся мини-лекции по Skype и вебинары на платформе Zoom.

Преподаватели Центра ДНК используют самые разнообразные платформы:

  • методические материалы платформы онлайн-школы «Фоксфорд» (бесплатные видеолекции и уроки) — http://www.100ege.ru
  • «iShool: клад материалов для саморазвития», группа  https://vk.com/6kola (готовые разработки, видео)
  • Открытая информационно-образовательная среда «Российская электронная школа»  —  edu.ru
  • Яндекс.Учебник — yandex.ru
  • Учи.ру — образовательная онлайн-платформа ru
  • YouTube — видеохостинг с возможностью загружать, хранить и раздавать доступ к видеофайлам.

Да, перед преподавателями встала задача переработки методических материалов для использования в дистанционном формате; более глубокого изучения компьютерной техники и программного обеспечения (либо через самообразование, либо через курсы ПК); совершенствования навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений. С другой стороны, сложившаяся ситуация подтолкнула педагогов к тому, что одни уже закончили курсы повышения квалификации, а другие записались на вебинары, используя опыт ведущих вузов нашей страны.

Формы работы Центра ДНК имени Сергея Ильюшина:

  • Веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого возможно использование сети Интернет. Проведен веб-квест «Расшифруй ДНК – 2020», 400 участников.
  • Конкурс рисунков и открыток «Цветы Победы», стартовал 13 апреля.
  • Научные проекты для юных исследователей с выдачей сертификата.
  • Гугл-формы — онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Проводятся два опроса с целью выявления мотивов интереса к биологии и информатике.
  • Онлайн-виктрины, игры. Готовится к запуску интеллектуальная игра, посвященная Дню Победы (с региональной составляющей), для обучающихся всех возрастов и студентов СПО.

Все массовые мероприятия Центра ДНК переведены в дистанционную форму, позволяющую в домашнем режиме выбрать в соответствии с интересами и склонностями учеников, приемлемую и посильную форму. В последнее время  количество участников таких мероприятий увеличивается за счет целых коллективов детских садов и школ.

Вячеслав Викторович, еще одно направление деятельности, которое ВоГУ активно продвигал последнее время, это дополнительное профессиональное образование. Здесь тоже все идет штатно?

— Да, учебный процесс по дистанционным программам стандартизирован, поэтому никаких проблем не возникло ни для слушателей, ни для преподавателей, ни для сотрудников. Доступ к порталу дистанционного обучения, где слушатели осваивают программы, обеспечен.

Контрольные, курсовые, самостоятельные работы слушатели выполняют по графику и отправляют на проверку через сотрудников МРЦПК преподавателям. Процесс и время проверки поступивших преподавателям работ также отслеживается, чтобы слушатели результаты получили вовремя. Словом, обучение продолжается.

Обучение в МРЦПК продолжается, но в новом формате

130 слушателей МРЦПК ВоГУ обучается сегодня в дистанционном режиме по программам профессиональной переподготовки: 

  • «Юриспруденция»,
  • «Теплогазоснабжение»,
  • «Специалист по охране труда»,
  • «Эксплуатация, монтаж и управление распределительными электрическими сетями»,
  • «Электрические станции, сети и системы»,
  • «Проектирование, монтаж и эксплуатация электроснабжения».

На базе Лингвистического центра в дистанционном режиме продолжают обучение иностранные граждане — слушатели программы «Подготовка иностранных граждан  к основным образовательным программам на русском языке» с использованием платформы Google class  и программы Zoom.

Это группа молодых людей (12 человек) из разных стран (Алжир, Египет, Сирия, Палестина, Йемен), требующая нашего особого внимания. В университете очень большое значение придается обучению иностранных студентов. Ребята приехали к нам изучать русский язык, чтобы затем продолжить учебу в технических вузах уже на русском языке.  Ежедневно в соответствии с утвержденным расписанием ребята занимаются онлайн. Мы также стараемся оперативно решать возникающие у них текущие бытовые и учебные  вопросы. 

Еще 27 человек — слушатели программы «Английский язык как средство межкультурной коммуникации». Для них с использованием программы Skype ведет занятия преподаватель Самир Гарач.

Аналогичная схема обучения, но уже с программой Zoom, выстроена у преподавателей испанского и французского языка. Сальвадор Луна Муньос и Поль Луаретт сейчас ведут занятия для 46 человек.

Преподаватель Поль Луаретт теперь ведет занятия на платформе Zoom

МРЦПК анонсировал образовательные программы по сертификатам для двух категорий: лиц возраста 50 + и мамочек-декретниц. Эта работа продолжается или приостановлена?

— Приостановлена сама выдача образовательных сертификатов. Такое решение принял Департамент труда и занятости населения Вологодской области. В настоящий момент специалистами Департамента разрабатываются технические возможности приема центрами занятости документов от граждан и выдачи им образовательных сертификатов в дистанционном формате. 

К этой работе мы тоже подключились. В данный момент идет разработка внешнего вида формы для загрузки документов от граждан. Затем будет создан соответствующий интерфейс, который позволит вологжанам не только загружать документы, но и обеспечит защиту их персональных данных.

Как только технические решения со стороны Департамента будут реализованы, и выдача сертификатов начнет проходить дистанционно, сотрудники МРЦПК приступят к формированию учебных групп.

Пока же проводится работа с преподавателями по возможности реализации программ, которые вошли в банк по нацпроекту «Демография», в дистанционном формате с применением различных информационных технологий.

— Вячеслав Викторович, а планируется разработка принципиально новых программ дополнительного образования?

— Она не только планируется, этот процесс уже запущен. Вместе с институтами сейчас ведем активную работу по формированию банка программ для реализации в Вологодской области федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование», а также  федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Кроме того, мы разработали новую программу повышения квалификации «Обеспечение безопасности при строительстве, содержании и ремонте  автомобильных дорог» по заказу УМВД России по Вологодской области для обучения государственных инспекторов безопасности дорожного движения (по линии дорожного надзора).

Выполнен и заказ Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по созданию программы «Специалист по организации и мониторингу дорожного движения».

Преподаватели Вологодского госуниверситета разработали новые программы повышения квалификации

Вячеслав Викторович, приемная кампания во все российские вузы в этом году впервые для всей страны тоже станет дистанционной, ВоГУ к этому готов?

— Готовимся. И первый опыт в этом смысле мы уже получили, проведя 29 марта День открытых дверей в онлайн режиме. Выбранный нами формат видеомарафона, позволил гораздо более подробно и разнообразно рассказать потенциальным абитуриентам и всем заинтересованным лицам о самых разных аспектах приемной кампании.

1 286  – число бюджетных мест в ВоГУ-2020/2021. Из них: 

  • Бакалавриат – 1 049 
  • Специалитет – 31 
  • Магистратура – 188 
  • Аспирантура – 18 

Подробнее — https://priem.vogu35.ru.

Специалисты вуза рассказали об особенностях психологической и практической подготовки к сдаче Единого государственного экзамена, были представлены авторитетные мнения директоров институтов и выпускников Вологодского госуниверситета, занимающих интересные и престижные должности практически во всех сферах жизнедеятельности региона.

Мы представили новые и перспективные направления подготовки и образовательные программы университета, а самое главное, дали нашим абитуриентам возможность увидеть и услышать сегодняшних студентов с их видео рассказами о студенческой жизни, о том, как это здорово, учиться в Вологодском государственном университете!

В ближайшее время запустим несколько информационных ресурсов для оперативного общения со школьниками выпускных классов, педагогами образовательных организаций, родительскими и общественными объединениями, чтобы предоставить максимум информации о проведении приемной кампании 2020 года.

Впервые приемная кампания пройдет в дистанционном режиме

… Вирус не вечен. Пандемия, пройдя свой пик, закончится. И большой коллектив Вологодского государственного университета окунется в свой обычный ритм учебы и работы. Мы вернемся в аудитории и учебные корпуса с новыми знаниями и новым опытом, став чуточку другими. Более подкованными, уверенными в себе, а главное, умеющими ценить то живое человеческое общение, которого в эти дни нам всем так не хватает.

Марина Липина