Наталья Ястреб: «Сейчас появилось время, которое можно использовать для самообразования»

Вологодский госуниверситет, как и все остальные вузы, перешли на дистанционное обучение. Такие меры Министерством науки и высшего образования были приняты для предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории страны.

Директор Гуманитарного института ВоГУ Наталья Ястреб рассказала медиапорталу «АудиториЯ» о том, как проходит образовательный процесс в непривычной для студентов и преподавателей  форме.

– Наталья Андреевна, какие цифровые инструменты сейчас  используются для организации обучения?

– Мы организовали лекции, практические занятия, контроль и групповую работу студентов в удаленном режиме.  Есть все технологии, которые позволяют это сделать. В ВоГУ давно создан и успешно действует портал электронных образовательных технологий, доступ на который осуществляется через сайт университета.

– Как студентам преподают теорию и практику, а также проверяют знания на «удаленке»?

– На портале университета созданы электронные учебники, материал в которых распределен по модулям. Содержание учебника включает лекции  в виде презентаций, вопросы к семинарам, зачетам, экзаменам, а также проверочные тесты.

Студенты через свой логин и пароль могут зайти в цифровую среду и осуществлять  обучение в дистанционном режиме. При создании портала предполагалось, что ребята будут работать с электронным учебником, параллельно посещая лекции, поэтому полного объема лекционного материала здесь пока недостает. Мы нашли выход из положения и в оперативном порядке записываем видеоматериалы с курсом лекций, а также создаем чаты в социальных сетях. Это не требует больших ресурсов, тем более приложения, которые  позволяют записывать такие ролики, широко доступны.

К лекции в формате видео составлены вопросы, на которые студенты отвечают в чате в строго отведенное время. Цель такой формы работы — не контроль, а обсуждение прослушанного материала.

Одной из ключевых форм обучения является семинарское занятие. Для организации работы в группах я использую облачные сервисы, в частности, Google. Студенты получают ссылку на документ, открывают его и могут совместно выполнять задание.

Для организации текущего контроля самым удобным, на мой взгляд, является портал электронных образовательных технологий ВоГУ. Здесь есть рабочие тетради для написания эссе и тесты.

Добавлю, что важным дополнительным средством в обучении выступает большой спектр образовательных платформ и онлайн-курсов, как для студентов, так и для преподавателей. На них можно бесплатно получить дополнительные знания, освоить новые компетенции, «прокачать скилы».

– Как вы считаете, можно ли в сложившихся обстоятельствах найти положительные моменты?

 – Ситуацию, связанную  с эпидемиологической обстановкой в стране и мире, можно использовать как возможность чему-то обучиться, приобрести новые знания и навыки. Сейчас появилось чуть больше времени, которое можно использовать для самообразования.

– Организация обучения в  дистанционном режиме требует определенного времени, с какими трудности уже пришлось столкнуться?

Сложности возникли  при преподавании иностранных языков. При использовании дистанционного формата на преподавателя ложится бОльшая нагрузка, чем на привычных занятиях в аудиториях. Первые пары в удаленном режиме уже проведены, и преподаватели говорят о том, что у них уходит до трех часов времени на проверку текстов голосовых сообщений от студентов, которые они надиктовывают на иностранном языке. Здесь, конечно, нужен формат занятий в онлайн-режиме, который мы в ближайшее время и внедрим.