Эксперты ВоГУ выявили лучшие практики федеральных инновационных площадок

Группа экспертов по оценке деятельности Федеральных инновационных площадок в сфере высшего образования в 2019 году работала в Вологодском госуниверситете с 25 ноября по 2 декабря.

В ее состав вошли руководитель группы, зав. кафедрой философии Наталья Ястреб, начальник отдела лицензирования, аккредитации и организации образовательной деятельности Ольга Гузакова, директор Института культуры и туризма Марина Иванова, заместитель директора по образовательной деятельности Института педагогики, психологии и физического воспитания ЕкатеринаТихомирова.

Федеральные инновационные площадки – это организации, реализующие инновационные проекты или программы в сфере образования, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.

В 2018 году в сфере высшего образования работало 38 таких площадок. Задачей экспертов было выявление лучших педагогических практик, выработанных федеральными инновационными площадками. В результате анализа материалов эксперты ВоГУ отобрали четыре лучших проекта.

 «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу» (Орловский государственный университет им И.С. Тургенева)

Проект ставит своей целью создание цифрового информационно-образовательного ресурса сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста, с возможностью интеграции в деятельность региональных многофункциональных центров в рамках оказания услуги «Социально-психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста».

В его рамках планируется создание цифрового информационно-образовательного ресурса, включающего электронный сервис по открытию домашних мини-яслей, электронный сервис по социально-психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми раннего возраста, а также электронный сервис повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста.

  • «Внедрение систем бюджетирования структурных подразделений и эффективных контрактов в высших учебных заведениях и учреждениях среднего профессионального образования» (Волгоградский государственный университет)

 

Проект нацелен на обновление и адаптацию алгоритмов финансового менеджмента образовательной организации в области высшего и среднего профессионального образования к произошедшим в последнее десятилетие изменениям (прежде всего, к переходу на нормативно-подушевую модель финансирования), повышение эффективности и рентабельности образовательного процесса. Команда проекта разработала модель бюджетирования структурных подразделений образовательной организации и реализации системы эффективных контрактов с научно-педагогическими работниками.

  • «Система непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде» (Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина)

 

Проект направлен на создание и реализацию системы непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, отвечающей требованиям современного информационного общества, задачам развития цифровой экономики в Российской Федерации и учитывающей тенденции модернизации общего и педагогического образования.

В рамках проекта разработана и начала внедряться модель системной непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде. Также в данном университете разработан ряд образовательных программ, в том числе образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль Электронное обучение).

  • «Технология кластерно-распределенной подготовки работающих и будущих учителей в области цифровых педагогических компетенций» (Красноярский педагогический университет)

Проект нацелен на создание современного учебно-методического высокотехнологичного центра по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров на уровне региона. В рамках проектной работы создано инновационное подразделение «Центр цифровых педагогических компетенций». Разработана программа повышения квалификации «Цифровые технологии в профессиональной педагогической деятельности».

Проделанный анализ работы федеральных инновационных площадок показал, что в настоящее время в России реализуется ряд инновационных проектов, результаты которых могут способствовать развитию системы образования как в отношении содержания и методов образования, так и при построении системы управления педагогическими процессами.

Работающие коллективы федеральных инновационных площадок разрабатывают новые модели взаимодействия участников образовательных отношений (Родительский университет, Шаг навстречу и др), системы бюджетирования структурных подразделений и эффективных контрактов в образовательных организациях, циклы непрерывного образования и другие методики, которые могут быть широко использованы в различных регионах страны.

Одной из основных проблем, препятствующих реализации выработанных в сфере образования инновационных идей, является недостаточное их отражение в публичном пространстве медиаресурсов и в научной печати.

Для того, чтобы федеральные инновационные площадки не только производили идеи, но и делали свои наработки практически применимыми, необходимо обратить особое внимание на проработку форм передачи инновационного опыта – методических разработок, отчетов о проведении мероприятий, информационно-аналитических материалов в СМИ, в том числе сетевых медиа.

Наталья Ястреб, доктор философских наук