Сергей Баранов — о «своих» и «чужих» в повести Василия Белова «Привычное дело»

Заседание Беловского научного собрания прошло в Вологодской областной библиотеке имени Бабушкина. Мероприятие было посвящено исследованию литературного творчества одного из ярких представителей деревенской прозы, уроженца Вологодского области Василия Белова.

Прозвучали доклады историков, филологов и краеведов из Вологодской области, Архангельска, Нарьян-Мара, Санкт-Петербурга, Иркутска.

Кандидат филологических наук, доцент Вологодского госуниверситета Сергей Баранов рассказал об интерпретации «своих» и чужих» в повести Василия Белова «Привычное дело».

Представляем тезисы его доклада.

– Повесть Василия Ивановича «Привычное дело» относится к ключевым фактам деревенской прозы, в ней отчетливо выражены особенности данного идейно-тематического направления в русской литературе 50-х–80-х годов XX столетия.

– Все персонажи «Привычного дела» – носители определенных мировоззренческих установок,  которые реализуются не только и не столько в прямых словесных декларациях, внешней и внутренней речи, сколько в исповедуемом этими персонажами образе жизни, поведенческих актах и реакциях на складывающиеся по ходу действия обстоятельства.

– Мировоззренческий принцип положен в основу группировки персонажей повести «Привычное дело». Группировка эта основана на оппозиции «свое – чужое», которая традиционно интерпретируется по отношению к «деревенской прозе» как противопоставление деревни и города.

– Будучи представителем деревенской прозы, Белов исповедовал принцип, согласно которому ценности, созданные в процессе многовекового труда на земле, более значимы для человечества, чем те, которые создавались в отрыве от него. Деревенский мир органичен. Вторжение в него инородных элементов ведет к разрушению устоев этого мира и представляет опасность для его представителей.

– В этом мире есть центр и периферия. Центр представлен такими персонажами, как Иван Африканович, Катерина, старик Куров. На периферии, у самой границы с иным миром, миром города, находится тракторист Мишка Петров. Вместе с отпускником Митькой Поляковым они образуют персонажную пару, играющую важную и роль в развитии действия. По отношению к семье Ивана Африкановича Дрынова – разрушительную. Однако, в отличие от Мишки Петрова, который осознается сельчанами как «свой», совершающий поступки хотя и не всегда заслуживающие одобрения, но не выходящие за рамки деревенских нравов, его напарник, будучи выходцем из той же среды, навязывает сельчанам принципы, заимствованные им, матросом дальнего плавания, из жизни портового города. Принципы эти совершенно не соответствуют условиям существования колхозного крестьянина, а их использование приводит к катастрофическим последствиям. Митька Поляков находится по ту сторону границы крестьянского мира, в мире, ему противопоставленному.

Таким образом, Мишка Петров может быть охарактеризован как «свой с задатками чужого», а Митька Поляков – как «чужой, по происхождению свой». Основная функция обоих персонажей – высветить «от противного» черты той «нормы» крестьянского существования, которая воплощена в образе Ивана Африкановича Дрынова, главного героя произведения.