Наталья Ястреб: «Наука становится не только традиционным познанием и трудом, но и игрой, и неформальным общением»

III Международная научная конференция «Наука будущего», которая объединила в Сочи 600 молодых исследователей со всей страны, завершила свою работу. Организатором научной встречи выступило Министерство науки и высшего образования РФ.

В рамках конференции проходили не только пленарные заседания и постерные доклады, но и семинары, научно-популярные лекции, а также презентация результатов научно-исследовательских работ, проводимых при поддержке Минобрнауки России.

Свою работу о трансформации производства и трансляции научного знания в условиях новых медиа представила коллегам заведующая кафедрой философии ВоГУ, доктор философских наук Наталья Ястреб.

Представляем тезисы доклада Натальи Андреевны:

– Новые медиа, по определению Рассела Ноймана, это  новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента. Это – микроблоги,  Wiki, социальные сети, мессенджеры, сетевые СМИ, виртуальные игры.

–  Сейчас  в мире получили распространение научный краудсорсинг и гражданская наука, подразумевающие проведение исследований с привлечением любителей, не имеющих профессиональных навыков проведения научных исследований.

Благодаря этим явлениям происходит переосмысление границ науки и понимания субъекта научного знания, опора на самоорганизацию, добрую волю и познавательный интерес. К примеру, это проект SETI@Home о поиске внеземной жизни, научно-популярная компьютерная игра FoldIt, главная задача в которой — свернуть оптимальным образом структуру белка.

В России — это «Союз охраны птиц России», который проводит такие мероприятия, как  «Соловьиные вечера» и «Всемирные дни наблюдения за птицами».

– Появление гаражной науки, заключающейся в проведении независимых исследований, которые сложно выполнить в условиях официальной науки: биохакинг, DIY-bio и другое. Гаражная наука максимально приближена к потребителю научного знания, одна из ее функций – это популяризация науки.

– В настоящее время пересматриваются субъекты производства научных знаний. Теперь это могут быть не только ученые, но и программы, любители и игроки.

– Сетевые формы самоорганизации ученых становятся институтами внутренней оценки и инструментами саморегуляции науки. Наука становится не только традиционным познанием и трудом, но и игрой, и неформальным общением.