О представлениях русских и американцев друг о друге рассказала участница конкурса «Форт Росс: прошлое, настоящее и будущее российско-американских отношений»

Продолжается прием заявок на конкурс «Форт Росс: прошлое, настоящее и будущее российско-американских отношений», организованный Вологодским госуниверситетом совместно с Вологодским отделением Русского географического общества.

На медиа-портале «АудиториЯ» можно познакомиться с работами участников.  Конкурсанты  поднимают интересные темы для анализа и обсуждений. Так, например,  студентка Рязанского госуниверситета имени С. А. Есенина Анна Волобуева в своей научно-популярной статье рассказала о представлениях русских и американцев друг о друге в кинематографе.

Если самое раннее представление об американцах  у россиян складывалось под влиянием образа благородного индейца Чингачгука из романа Фенимора Купера, то с течением времени оно сильно изменилось. У типичного американца стали «проявляться» такие качества как беспринципность и жадность. Однако, позднее отношение к гражданам США в России потеплело.  В 1989 году в свет вышел фильм «Дежа вю», в котором главный герой Джонни Поллак, американец по происхождению, изображен комично и положительно, и это несмотря на то, что по сценарию он является убийцей.

Представления о россиянах в американском кино тоже несколько стереотипны. Во многих голливудских фильмах русские предстают мрачными и грубыми.  Хотя  с начала 2000-х из кинематографа США  уходит тенденция создания образа врага в лице России. В фильме «К-19»  капитан советской атомной подлодки в исполнении Харисона Форда олицетворяет окончание холодных отношений между двумя державами. Как положительные персонажи русские показаны и в фильмах: «Звездный путь» (2009), «Солт» (2010), «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011), «Мстители» (2012).

Харрисон Форд в фильме «К-19»

«Подводя итог, представления русских и американцев друг о друге все больше стремятся к объективности, — делает вывод автор. — В век информационных технологий каждый может получить доступ к интересующим его знаниям. И, что особенно важно, в современном мире на человека все меньшее влияние оказывает пропаганда. Так как в открытом доступе находится большой объем информации, а недостоверные сведения в любой момент могут подвергнуться критике. Те приемы по созданию «нужного» образа американцев и русских, которые использовались в кинематографе, не окажут сегодня на человека того влияния, которое оказали в прошлом».