Вячеслав Приятелев: «Мы покажем детям, что наука – это не только серьезно, но и интересно»

Центр  развития современных компетенций детей появится в ВоГУ.

Абсолютно новое для региона учреждение дополнительного образования для старшеклассников и студентов СПО откроет свои двери в День знаний, 1 сентября этого года.

О подходах к современному образованию, о направлениях подготовки, об уровне готовящихся программ исполняющий обязанности ректора Вологодского государственного университета рассказал в интервью медиа-порталу «АудиториЯ».

— Вячеслав Викторович, как родилась идея создания Центра?

— На самом деле эта история находится на точке пересечения разных интересов. Мне кажется, что прелесть проекта как раз в том, что в его реализации заинтересованы очень многие.

Совершенно очевидно, что школьное образование сегодня не всегда отвечает тем запросам, которые имеют к нему родители, сами дети и будущие работодатели наших детей, потому что школьное образование до сих пор пока еще «учит учиться», и совсем не учит исследовать. И в этом одна из его главных проблем.

Человек, окончив школу, обладает определенным и очень часто даже весомым запасом прикладных знаний, но, к сожалению, не всегда умеет эти знания сам добывать, привыкнув к тому, что этот багаж учителя по старинке в голову закладывали. Поэтому суть происходящих изменений в системе образования заключается как раз в том, чтобы научить наших школьников заниматься исследованиями, самим добывать знания, которые в будущем им пригодятся и в профессии, и в жизни.

Именно поэтому новая структура и получила такое название  — Центр развития современных компетенций детей и тех направлений, которые у ребят будут связаны с их исследовательской деятельностью. В таком комплексном подходе заинтересованы и власти города, и власти региона, и родители, и дети.

Вологодскому госуниверситету этот проект тоже, безусловно, интересен: для нас принципиально, чтобы наши будущие абитуриенты, выпускники школ приходили в систему высшего образования, обладая этими компетенциями и, конечно, лучше всего эти проекты могут быть реализованы в формате кооперации, то есть взаимодействия между школьниками, студентами и преподавателями. Важно, чтобы это было реализовано на хорошей научной платформе, чтобы это не было игрой, не было имитацией исследовательской деятельности, а чтобы наши старшеклассники были реально включены в реальную исследовательскую работу.

Центр разместится в учебном корпусе ВоГУ № 8

— Известно, что первые шаги на пути к запуску проекта уже сделаны, а что конкретно удалось реализовать?

— Самое главное — принято окончательное решение о выделении соответствующих средств (а это более 8 миллионов рублей!)  на приобретение оборудования для Центра. И эти средства уже прописаны в бюджете отдельной строкой, поэтому сейчас мы готовим Соглашение о получении этого оборудования.

Второй принципиальный момент – мы сформировали те рабочие группы, те коллективы людей, которые не просто заинтересованы в появлении Центра, но и будут обеспечивать его жизнедеятельность. На данный момент идет подбор программ дополнительного образования, которые будут реализованы уже в новом учебном году. И смею заверить, что это будут программы совершенно не похожие на те, что есть в наших школах, не похожи на те классические традиционные программы, которые реализуются в учреждениях допобразования, потому что все они в значительной степени связаны с исследовательской деятельностью и  научными проектами, которые реализуются на базе университета.

Отдельно мы готовим образовательные программы для повышения квалификации школьных педагогов, педагогов дополнительного образования, чтобы пройдя соответствующую подготовку и обучение, они могли этот опыт, эти знания применять и на своем рабочем месте.

Так сейчас выглядит будущий зал Центра

— Вячеслав Викторович, какие направления будут представлены в Центре развития современных компетенций детей?

— Деятельность Центра будет посвящена трем основным направлениям, которые в большей степени сегодня связаны с потребностями региональной и общероссийской науки – это естественно-научные направления (биотехнологии и генная инженерия), и машинное обучение, то есть все то, что связано сегодня с развитием информационно-технологических компетенций у наших старшеклассников.

Поскольку направления будут реализованы как программы дополнительного образования, главной задачей Центра станет развитие исследовательских навыков. И здесь как раз предстоит большая методическая работа, к которой мы рассчитываем привлечь лучших школьных учителей города и области, потому как именно в рамках этой деятельности мы предполагаем разработку новых методик проведения уроков, образовательных программ для школ.

И мы надеемся, что в какой-то мере наш университетский Центр станет единым межшкольным учебным центром, где дети будут проходить обучение вроде бы и по привычным, традиционным для нас школьным предметам, таким как технология, но при этом само содержание этих учебных курсов будет совершенно новым и подстроенным под самые современные требования.

Проект зоны ресепшн в Центре развития современных компетенций детей

— А, например?

— Например, в нашу жизнь сегодня плотно вошли вещи, связанные с развитием информационных технологий: мы активно пользуемся различными мобильными приложениями, информационными платформами, но, к сожалению, школа сегодня этим компетенциям не учит, дети, осваивая их самостоятельно, часто идут впереди наших педагогов. Но, согласитесь, крайне важно, чтобы эти навыки формировались по определенным и системным образовательным программам, а не урывками. И мы, как раз надеемся, что Центр наполнит уроки технологии таким новым содержанием, не только используя мобильные платформы и приложения, или элементарные навыки работы со смарт технологиями и робототехникой, которые должны быть сегодня у каждого современного ребенка, чтобы он чувствовать себя достаточно комфортно и успешно в окружающей среде. Вот эти цели мы и будем решать в рамках деятельности нашего Центра.

— Вячеслав Викторович, кого вы видите среди учеников?

— Мы надеемся, что образовательные программы Центра будут востребованы и в школах Вологды, и в школах других районов. Будем рады всем, кто придет. Как таковой проектной мощности у Центра по числу обучающихся нет, но по техническому заданию гранта, который университет получил в 2019 году, в мероприятиях должно принять участие не менее 1, 5 тысяч школьников, а пройти обучение не менее 700 человек. Поэтому мы сейчас готовим образовательные площадки с учетом этих обозначенных количественных задач и показателей. Надеюсь, что нынешний  год покажет сами многогранные возможности Центра, а в 2020 году на его базе пройдут обучение уже не менее трех тысяч старшеклассников Вологды и области.

Одна из учебных аудиторий

— Планируется, что двери Центра будут открыты не только для школьников, но и студентов колледжей и техникумом. Что вы можете предложить представителям среднего профессионального образования?

— Конечно, мы пригласим к обучению студентов СПО соответствующего профиля, то есть тех техникумов и колледжей, которые в рамках городского проекта по профориентации относятся к биотехнологическому и информационно-технологическому кластеру, поэтому здесь кооперация  будет не только между средним образованием, но и средне-профессиональным, и высшим.  И тут важная роль будет отведена не  только студентам, но и магистрантам, и аспирантам ВоГУ, которые смогут выступать и как самостоятельные исследователи, и как молодые педагоги-наставники.

— Вячеслав Викторович, кто возглавит Центр и насколько сильным будет его преподавательский состав?

— Особенность Центра как раз и будет заключаться в том, что его преподавателями станут действующие преподаватели вуза. Кроме того, мы планируем приглашать лучших школьных учителей, имеющих устойчивые успехи и достижения в образовательно-педагогической деятельности.  У нас создана проектная группа, которая занимается подбором и руководителей, и преподавателей, поскольку у каждого направления будет свой руководитель, в том числе, и по IT-направлению, биотехнологическому направлению, по направлению работы с педагогами и повышение их квалификации… Все это будут сотрудники  Вологодского госуниверситета из числа руководителей структурных подразделений и ведущих преподавателей вуза. Именно по этой причине абсолютно уверен в том, что деятельность Центра будет организована на самом высоком научном и методологическом уровне.

Площадка для тестирования устройств и механизмов

А где он расположится?

— Центр будет находиться в очень удобном пространственном решении  — в учебном корпусе ВоГУ №8 на проспекте Победы, 37. Для его размещения сейчас готовим помещения на первом этаже общей площадью 475 квадратных метров.  Место – удобное, поскольку позволит интегрировать образовательный процесс с научно-исследовательской деятельностью.

Именно в этом корпусе расположены лаборатории, связанные с биотехнологиями и гео-инженерным направлением. Здесь же в будущем откроется Центр коллективного пользования по биотехнологиям, создание которого мы сейчас прорабатываем совместно с Правительством области и Вологодским научным центром РАН. 

И такая насыщенность научно-лабораторной и образовательной инфраструктуры на одной площадке позволит максимально быстро, эффективно и глубоко погрузить детей в самую настоящую, а не вымышленную научно-исследовательскую деятельность, включить их в интересные проекты.

Надеюсь, именно этот инструмент, этот механизм позволит нам уже в среднем школьном возрасте сформировать у ребят неподдельный интерес к естественно-научным исследованиям, и к науке, как к виду профессиональной деятельности. Думаю, это месторасположение будет удобно и для родителей: транспорт  в зоне шаговой доступности, рядом и Центр творчества детей и молодежи, и вся городская инфраструктура.  Плюс проектируемый в этом году городскими властями «Кванториум», как учреждение дополнительного образования, тоже будет находиться на проспекте Победы. Это позволит включить и его в кооперативные связи, а какие-то программы реализовать сетевым образом.

Конференц-зал для больших аудиторных слушаний