Вячеслав Приятелев: «Вожатый – профессия особая»

Да, я должен честно признаться, что это — моя идея. Кому-то покажется, что она абсурдна и в условиях, когда у университета много иных потребностей, когда есть проблемы, которые требуют финансирования, тратить пусть и небольшие собственные средства вуза на обучение студентов профессии вожатого – непозволительная роскошь. Может быть, кто-то и согласится с этим утверждением, но мой десятилетний опыт работы вожатым в детских оздоровительных лагерях доказывает обратное.

Вожатый – профессия особая. Среди всех остальных педагогических профессий, вожатская профессия на особицу. Например, для школьного учителя-предметника важно многое знать (свой предмет и науку, которая лежит в основе этого предмета). А для вожатого гораздо более важно не «знать», а «уметь».

Школьный учитель для того чтобы увлечь ученика и завоевать его внимание использует свои знания по предмету. Иногда использует механизмы влияния на ученика, от которых ребенку «не увернуться»: оценки, необходимость подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и прочие «зависимости». У вожатого же нет таких рычагов. При этом ему надо так уметь увлечь ребенка, предложить ему такие формы деятельности, которые без принципа обязательности были бы интересны, содержательны и выполняли все педагогические функции.

Абсолютно уверен, что вожатство – это высшая ступень профессионального мастерства педагога! Только педагоги-профессионалы достигают успеха в работе вожатого. Вожатская работа – это как лакмусовая бумажка: если ты ничего собой не представляешь, то никогда не сможешь стать вожатым, детям просто не будет с тобой интересно! Ведь дети очень искренне проявляют свои эмоции. Есть и обратная закономерность. Если ты смог стать вожатым, научился быть интересным для детей и во время работы, и во время отдыха, то однозначно  у тебя есть все шансы стать отличным учителем. Плюс уже никогда не будет страха перед тем, как войти в учебный класс.

И вот уже не только с педагогической деятельностью связана работа многих и многих из числа прошедших вожатскую закалку. И все мы с благодарностью вспоминаем, как работа вожатыми оттачивала наши умения общаться с людьми, управлять пусть и детским, но коллективом, готовить документы и проводить публичные мероприятия, выступать на сцене с театрализованными постановками и на трибуне с пламенными речами, преодолевать трудности и справляться со стрессом, интенсивно работать в круглосуточном режиме и весело отдыхать у костра под гитару. Да мало ли?! И все это в копилку Вашего профессионализма.

Хорошее это дело – Школа подготовки вожатых. Мечтаю, чтобы этот проект нашел отклик в умах и душах, и как можно больше студентов университета смогли стать более профессиональными и успешными в своей жизни, в своей профессии.