Наталия Зейслер: «С интересом к природе»

Областной юниорский конкурс «Подрост»  пройдет 1 декабря в Вологодском государственном университете.

Мероприятие состоится при поддержке Департаментов образования и лесного комплекса Вологодской области и Регионального центра дополнительного образования детей. В этом году «Подрост» отметит свой юбилей – 20 лет с момента основания.

Подробнее о юниорском конкурсе медиа-порталу «АудиториЯ» рассказала  преподаватель кафедры биологии и экологии ВоГУ, член жюри Наталия Зейслер.

— Наталия Алексеевна, какие ожидания от конкурса в этом году?

— Сейчас развиваются школьные лесничества, но общая доля их работ сокращается. Расширяется тематика исследований. География участников становится шире: приезжают ребята из разных уголков области.

— По каким критериям оцениваются работы?

— Любая работа, прежде всего, оценивается по тому, насколько она интересна ребёнку. Конечно, важна научная составляющая — правильность проведения исследования. В работе не должно быть серьёзных ошибок. Доклад может отличаться от своей печатной версии. 

— Кто принимает участие в конкурсе?

— Конкурс рассчитан на разные возрастные категории, от школьников 5 класса до студентов третьих-четвёртых курсов. Конечно, в каждой категории при оценке учитывается возраст участника. Так бывает, что младшие могут обидеться, услышав замечание. Ребята все разные.  Кто-то с подлинным интересом готовится и представляет свою работу на конкурсе.

— Наталия Алексеевна, на ваш взгляд, в чём значимость «Подроста»?

— Польза нашего конкурса в том, что ребёнок, который слышит мнение преподавателя вуза о его докладе, понимает всю значимость своих усилий. Если человек делает интересную работу, то его тянет продолжать развиваться в этом ключе и направлении. Был случай, когда девочка пришла ко мне на диплом со словами: «А давайте продолжим!» И мы продолжили на той же научной основе. Бывает, что тематика совпадает с тематикой кафедр в других городах, и работа продолжается уже на другом уровне.

— Что вам особенно запомнилось в предыдущие годы?

— Искренность и увлеченность детей. Когда глазки у ребят во время докладов светятся. Именно такие выступления больше всего западают в душу.

— Как вы считаете, в каком состоянии сегодня находится наш лес и как такие конкурсы могут помочь в его сбережении?

— Для многих подобные конкурсы – это настоящее знакомство с родной природой.  Плюс дети видят, как проблемы и состояние лесного фонда обсуждают ученые и преподаватели вуза, какие шаги по его сохранению и восстановлению предпринимаются на областном уровне… Это и у самих ребят меняет собственное отношение к окружающему миру.  Взгляните на самые посещаемые городские зеленые зоны сегодня, которые во многом, увы,  напоминают помойку. В тот же парк Мира страшно зайти после праздников. А беспечное отношение к живой природе не должно быть нормой.

— Наталия Алексеевна, победители «Подроста» и другие участники связывают дальнейшую жизнь с тематикой конкурса?

— Исследования в целом многоаспектны. Проводя их, конкурсанты понемногу готовятся к будущей работе или к будущей учёбе. Они приобретают новые навыки и компетенции, выполняя исследования, которые им интересны, а во время самих научных конкурсов получают возможность сравнить результаты собственных работ с выступлениями своих коллег. Все это дает школьникам новую мотивацию. 

Никита Трушков