Анатолий Белый: «Предки оставили нам великолепное культурное наследие»

Заведующий кафедрой геодезии и кадастра Вологодского госуниверситета в рамках III всероссийской научно-практической конференции «Исследования Русского Севера» рассказал о глобальной водной системе Соловецкого архипелага, которая была изучена учеными ВоГУ во время летней экспедиции.

Двухнедельное водное путешествие 24 воспитанников кадетской школы «Корабелы Прионежья» стало возможным благодаря гранту, который ВоГу получил от Русского Географического общества. В итоге комплексная экспедиция «Вместе по Русскому Северу: Онежско-Беломорский исторический водный путь» прошла с участием многих общественных и образовательных учреждений Вологодской, Архангельской областей и республики Карелия.

Самые значимые участники  экспедиции – это три детских экипажа, которые сменяя друг друга, прошли длительным водным путем на парусно-моторной шхуне «Онежская жемчужина» от Вытегры до Соловецких островов.

        «Молодые люди, как и остальные участники многодневной экспедиции на Соловки в полной мере ощутили, как велика наша необъятная Родина и какие замечательные предки оставили нам это великолепное культурное наследие — образец и гордость для всех времен. И  именно это будет сохраняться  связующей нитью поколений в понимании нашей истории и нашей непреходящей культуры», — отметил в своем выступлении Анатолий Белый.

ИЗ ДОКЛАДА зав.кафедрой геодезии и кадастра ВоГУ (в сокращении):

Базисом глобальной водной системы Соловецкого архипелага, является комплекс  природно-искусственных гидротехнических объектов, как  структурная совокупность трех подсистем.

 Во-первых, это изначальная подсистема гидротехнических объектов для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения. 

Самая крупная гидросистема  на центральном озере начинается  выше северного берега Большого Белого озера и включает  15 средних и крупных озер, имеющих гидравлическую связь. Кроме этой группы озер в сток в Святое озеро включен меньший водосборный бассейн, находящийся к юго-западу. На нем расположено  около десятка небольших  озер.

Строго говоря,   эти объекты следует относить  к классу водоемов или, проточных водохранилищ, в силу созданных на них  подпорных плотин, шлюзов, магистральных каналов и глухих дамб.  С созданием озера  и поворотом стока на юг возникли условия для создания водной транспортной системы.

Во-вторых, помимо этой «питьевой системы» в конце XIX — начале XX веков сооружается еще одна озерно-канальная система, впоследствии называемая «судоходной». Наиболее крупные работы проведены на Святозерской системе в начале 20 века (1904-1918гг.), когда в связи потребностью монастыря в большем притоке воды была расширена и углублена часть старых каналов северной части системы. Ширина новых каналов колебалась в пределах от 3 до 5 метров, глубина от 0, 5 до 2. Длина судоходной системы составила 12 километров, из которых рукотворные каналы составляли 1600м.

Третья проблема островов, характерная и для материковой территории – острый дефицит сельскохозяйственных угодий решена через  мелиорацию (улучшение) и освоение земель. Выделяются  две системы  осушения  на острове Анзер у Свято-Троицкого скита и у озера Капорского. Интересно, что  система у Свято-Троицкого скита по современной терминологии может быть отнесена к системе двойного регулирования водного режим почв – осушения в многоводный период и орошения  в засушливый период.

И, наконец, четвертая особенность.  В монастыре  к началу 20-го века сложилась достаточно эффективная гидроэнергетическая подсистема, в которую входил мельничный комплекс, гидроэлектростанция и др.

Запасов гидроэнергии Святого озера было достаточно не только для старых мельниц, но и для работы лесопильного завода и гидроэлектростанции, построенной у стен монастыря в 1910 году. Гидроэлектростанция, имевшая мощность до 60 Квт. была установлена на канале между Святым озером и Сухим доком.

Мельничный комплекс или мукомольная мельница «о трех поставах» включала и мукосейные машины, для веяния зерна были поставлены мехи, также приводившиеся в движение водяным колесом. Позже были добавлено точило, помпа для подачи воды в соседнюю баню, в 1908 году вместо водяных колес установлена гидротурбина, соединенная с валом, на котором разместили несколько колес с ременными приводами для переоборудованных устройств. Оценивая создание всего комплекса Соловков,  с позиций современных представлений, связанных со становлением концепции устойчивого развития регионов, можно утверждать, что принятые планировочные, гидроэкологические, гидротехнические и другие решения являются устойчивыми, не противоречащими и нашему времени и остаются примером оптимального антропогенно-природного ландшафтного комплекса для многих поколений.