Александр Кочкин: «Инженерно-строительному делу я посвятил всю жизнь»

О своей юности и стройотрядах, о современных студентах и  решении глобальных задач в недавно созданном Институте ВоГУ рассказал Медиа-порталу «АудиториЯ» директор ИСИ Александр Кочкин.

— Александр Александрович, расскажите, где вы родились, выросли и учились?

— Родился я в деревне Ярыгино Вологодского района  шестым ребенком в семье. Отец всю жизнь работал водителем, а мама трудилась в колхозе.  Мои родители пытались сделать все возможное, чтобы дать мне, моим братьям и сестрам образование и «поставить нас на ноги». Так, в 1972 году я поступил  в Вологодский политехнический институт на первый набор инженерно-строительного факультета.

Одним из ярких воспоминаний моей юношеской жизни осталась  работа в студенческих строительных отрядах. Я попал на молодежную стройку после второго курса.  Работал в штабе студотрядов, был командиром областного зонального студенческого отряда.   Последние два года учебы в институте вместе с другими студентами помогал преподавателям выполнять хоздоговорные работы. Мы брали пробы грунта и вели геодезическую съемку. Для меня участие в движении студенческих отрядов стало хорошей школой жизни, получением необходимого опыта руководства и началом самостоятельной трудовой деятельности.

— Как складывалась ваша карьера в институте?

— На пятом курсе преподаватели предложили мне остаться работать на кафедре. На учебу в аспирантуре я отправился в Горький (сейчас – это Нижний Новгород). Там началось мое изучение звукоизоляции. Плоды этой научной деятельности легли в основу диссертации, которую я успешно защитил в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта.

После защиты вернулся в Вологду на должность ассистента кафедры Вологодского политехнического института.  Потом получил статус штатного преподавателя. На тот момент мне было 28 лет. После трёх лет работы я был избран деканом инженерно-строительного факультета.

— Совсем недавно прошла реформа Вологодского государственного университета. Изменения коснулись и инженерно-строительного факультета. Теперь на его основе создан Инженерно-строительный институт.  Какие изменения и новшества вы планируете? Какие проблемы будут устраняться в первую очередь?

— В первую очередь, нужно пройти аккредитацию. Это серьёзное испытание, которое мне довелось проходить уже трижды и в должности заведующего кафедрой, и в должности декана.

Кроме того, необходимо завершить объединение факультетов: осуществить переезд объединенных кафедр в наш корпус, организовать учебный процесс для студентов.

Объединившись, мы должны уже вместе решить новые глобальные задачи. Это и реализация модульной системы обучения, и  групповое проектирование студенческих работ с использованием  комплексного подхода.  При успешном введении этих новаций студенты разных направлений подготовки  смогут работать над одним проектом, включая и дипломные. Например, архитекторы создают объемно-планировочные решения и фасады, а инженеры ПГС – расчет несущих конструкций, инженеры ТГВ – отопление и вентиляцию. В идеале, должно получиться небольшое конструкторское бюро.

В перспективе мы можем рассчитывать на получение реальных заказов на проектирование.  В их успешном выполнении, я думаю, нам помогут наши преподаватели, имеющие опыт проектирования и конструкторской работы.

Возрастет и мотивация студентов к обучению. В идеале, на выходе из университета мы получим  готовые проектировочные фирмы. Задача сложная, но, на мой взгляд,  вполне достижимая.  Многие студенты старших курсов итак совмещают учебу с подработками, проектируя  объекты ПГС.

— Александр Александрович, а, на ваш взгляд, существует ли в преподавательском коллективе проблема «отцов и детей»? Насколько легко молодому преподавателю «влиться» в коллектив, продвигаться по служебной лестнице?

— Я думаю, что ни на одной из кафедр проблемы недопонимания старшего и молодого поколений нет. Аспиранты еще за время обучения в аспирантуре привыкают к преподавательскому коллективу и выстраивают отношения с коллегами.

В настоящее время наблюдается острый дефицит управленцев в структуре института. Я, к примеру, около месяца искал заместителя директора по научной работе.

Отмечу также, что новая команда управления ВоГУ объявила конкурс в кадровый резерв, чего не было ранее. Это открывает возможности для желающих возглавить различные направления работы вуза.

— Теперь перейдем к самой многочисленной группе обитателей института – студентам. Сейчас в ИСИ обучается порядка 1700 человек.  Это значительно больше, чем в восьмидесятые  или девяностые годы. Как вы думаете, сохранился ли «уровень качества» современного студента? Какое оно – молодое вузовское поколение?

— Раньше студенты меньше беспокоились о дальнейшей жизни. Существовала система распределения, поэтому профессиональное будущее конкретного выпускника, по крайней мере, на трехлетний срок, было определено.   Сейчас у студентов больше желания учиться, выше тяга к знаниям.  Ведь они знают, что будущее трудоустройство – в их руках. Работодатель на собеседовании будет проверять у них и знания, и навыки, и студенты это понимают.

— Александр Александрович, назовите три преимущества инженерно-строительного института ВоГУ  перед другими строительными вузами соседних регионов.  

— В первую очередь, следует отметить уровень  профессорско- преподавательского состава нашего института. Компетентность, интерес к работе и желание делиться знаниями  – все эти важнейшие качества есть у кадрового состава ИСИ.

Во-вторых, наш институт дает такой уровень подготовки студентам, который делает их конкурентноспособными на рынке труда.

И еще одно преимущество – у нас интересно учиться. В Вологодском госуниверситете всегда кипит жизнь: большое количество студенческих объединений и организаций и множество мероприятий позволят каждому студенту проявить свои способности.