Сергей Баранов: «Положение литературы как предмета в современной школе стало неопределенным»

I съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы Вологодской области продолжает свою работу.

О месте литературы в современном обществе и в системе школьного обучения рассказал кандидат филологических наук, заведующий кафедрой литературы Вологодского государственного университета Сергей Баранов.

Представляем вашему вниманию тезисы его выступления.

В советское время экзамены начинались с выпускных сочинений по литературе. Это было концептуально. Сочинение являлось своеобразным эпиграфом в подготовке к школьным экзаменам.

В настоящее время ситуация изменилась. Положение литературы как предмета в современной школе стало неопределенным, как и сам педагогический процесс.

Литература является колоссальным познавательным ресурсом. Вместе с чтением книг приходит большое количество знаний.

Литература на протяжении многих столетий формировала мировоззрение человека. В этом отношении она соприкасалась с философией, социологией, историей. В философском словаре вы найдете статьи о творчестве Александра  Пушкина, Александра  Радищева, Федора  Достоевского. В исторической литературе содержатся знания, пропущенные через призму человеческих отношений, переживаний и настроений. Поэтому подавляющее большинство школьников формирует свои представления об Отечественной войне 1812 года, прочитав поэму Михаила Лермонтова «Бородино».

Язык – это нечто данное от народа, но нельзя забывать, что писатели формируют речь. На протяжении 18 и 19 веков русские писатели и поэты, такие как Константин Батюшков, Александр  Пушкин, Василий Жуковский,  делали русский язык культурным и  наполненным. Поэтому  о любви и философии  в 19 веке стало возможным говорить по-русски.

Литература  содержит в себе и региональный компонент. Воспитание любви к малой родине происходит за счет приобщения к стихам Николая Рубцова или произведениям Василия  Белова.

Филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны. Литература – это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка.