Марина Иванова: «Очень люблю свою работу»

Главный редактор медиа-портала «АудиториЯ» Алексей Копничев побеседовал с исполняющей обязанности директора Института культуры и туризма ВоГУ Мариной Ивановой.

— Марина Игоревна, расскажите о себе. Где родились и выросли, учились и работали?

— Родилась в селе Молочное, там же окончила школу и Молочный институт. Теперь это Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Верещагина, в ней проработала более 30 лет, была аспирантом, доцентом, заведующей кафедрой, деканом экономического факультета, проректором по учебной работе, исполняла обязанности ректора.

Сфера моих научных интересов на сегодня – маркетинг, проектная работа в сфере организации образования, экономика и управление. Все, что связано с социокультурной составляющей развития нашего региона, мне интересно.

Лыжная прогулка.

 Замужем, есть сын. Профиль моего образования – экономика и управление. Кандидат экономических наук. Были попытки написания докторской диссертации, но, к сожалению, по разным причинам это не было доведено до конца. Сфера моих научных интересов на сегодня – маркетинг, проектная работа в сфере организации образования, экономика и управление. Все, что связано с социокультурной составляющей развития нашего региона, мне интересно.

Вручение аттестата зрелости, 1980 год.

— Успеваете чем-то заниматься, кроме работы? Какие у вас увлечения?

— В давние времена играла в волейбол. Однажды мы даже стали чемпионами  области.  Люблю огород, лес, собирать грибы. Когда есть вдохновение, пишу стихи для себя и близких друзей. Недавно перечитала книгу Василия Белова «Лад». Нравятся бардовские песни, например, творчество Трофима. Очень люблю свою работу, мне нравится заниматься в аудитории со студентами.

Рыбалка в Вашкинском районе.

Мы открыты к работе с другими институтами ВоГУ и вузами России и зарубежья.

— Поделитесь, пожалуйста, планами по развитию Института.

— Мы будем работать в тесном взаимодействии с Департаментом культуры и туризма Вологодской области. Будем развивать совместную деятельность, находить новые туристические продукты для всех возрастных групп населения, чтобы не только привлечь туристов в нашу область, но и чтобы вологжане тоже активно откликались и узнавали больше родной край.

Преподаватели в институте – грамотные, творческие люди, профессионалы, считаю, что нужно максимально возможно сохранить этот потенциал, использовать его в межкафедральном и межинститутском взаимодействии.

Мы открыты к работе с другими институтами ВоГУ и вузами России и зарубежья. Планируем заниматься профориентацией через учебные заведения среднего профессионального образования, школы и через систему дополнительного образования. Итоговая задача – подготовить выпускников, способных развивать туристский кластер Вологодской области, организовать социокультурное взаимодействие его участников и внести вклад в развитие экономики нашего региона.

Молодой кандидат наук, 1992 год.

— Какие проблемы стоят перед вами? Что нужно решить в ближайшее время?

— Первая проблема – организационная. Наш институт будет располагаться в здании на проспекте Победы, 71. Оно пока не оборудовано в полной мере. Есть проблема в организации нашего взаимодействия с другими подразделениями. Как новый человек в Вологодском госуниверситете я пока не знаю многих людей, правил, регламентов. Вторая проблема – нехватка времени: не все успеваю, планирую одно, а на деле часто получается другое из-за множества событий и мероприятий.

Любой человек, работающий в системе высшего профессионального образования, должен понимать: либо он будет поддерживать современные идеи и преобразования, и идти дальше, либо ему трудно будет найти свое место в этой системе.

— Марина Игоревна, как вы оцениваете преобразования в образовательной структуре ВоГУ?

— Когда я общалась с коллегами, практически все высказывали положительные мнения. Понятно, что любые преобразования тяжелы, но к ним нужно относиться творчески, они обязательно нужны: если мы не развиваемся, значит, мы падаем. Любой человек, работающий в системе высшего профессионального образования, должен понимать: либо он будет поддерживать современные идеи и преобразования, и идти дальше, либо ему трудно будет найти свое место в этой системе.  Я вижу очень хорошую идею в создании нашего института. Хотя кафедры разные и еще не все знакомы друг с другом, но уже есть совместные идеи и проекты.

— На ваш взгляд, какое соотношение учебной, научной и общественной деятельности должно быть у студента?

— На сегодня учебный аудиторный план не самый напряженный. Если студента заинтересовать, например, если он говорит: «Ой, как быстро прошли ваши занятия», то никакой проблемы с учебной занятостью в этом соотношении не будет. Должен быть удачным профессиональный выбор студента: если человеку не хочется, то он будет делать все для того, чтобы этим не заниматься. Если студент успевает проявлять интерес только к спорту или творчеству, и у него возникают проблемы с успеваемостью, то такое допускать нельзя. Приоритетным является получение профессиональных знаний, умений и навыков. Но, как правило, активные люди активны везде, они все успевают.

Самодеятельность в День науки, 1987 год.

— Что можете сказать о проблеме «отцов и детей»? Как меняется молодежь?

— Всегда говорю студентам, что вы в глазах младших курсов уже старшее поколение. Это изменение, «старение» неизбежно. К этой проблеме надо относиться достаточно философски: есть и есть. Нельзя противопоставлять наше поколение молодежи, говорить, что у нас разные интересы. Надо просто хорошо сосуществовать и понимать, что эта же молодежь тоже будет когда-то в зрелом возрасте, и мы сами были когда-то молодыми. Ко всему надо относиться творчески и не делать из этого конфликта поколений. Самое главное – признавать свои ошибки, спрашивать, если что-то не знаешь, не стесняться советоваться, консультироваться с молодежью, она во многих вопросах вполне продвинута.

Со студентами в Горицах.

— Марина Игоревна, а расскажите интересный случай из студенческой жизни.

— Однажды я читала лекцию, и вдруг одна девушка встает и прямо по столам идет к выходу. Все в шоке, думают, какая у меня будет реакция. А у нее вернулся парень из армии и заглянул в аудиторию. Ребята аплодировали, но ждали, что я буду возмущаться как преподаватель, а я посчитала очень правильным ее решение. Это любовь! А когда я сама была студенткой, в аудитории на канате прямо над нами висела большая картина, и нам было на лекции так скучно, что время не двигалось и хотелось, чтобы эта картина упала и прибила нас, чтобы мучения прекратились. Сейчас, когда нужно дать сложный материал, вспоминаю то ощущение «стоячей стрелки» и пытаюсь рассказать в более интересной форме, чтобы ребята не умирали от скуки.

Вручение дипломов выпускникам маркетологам.

— Пожелайте что-нибудь студентам и преподавателям.

— Хорошего творческого взаимодействия. Чтобы не было противопоставления, поскольку, по сути, мы все делаем одно дело. Когда встречаю своих выпускников, вижу, что это состоявшиеся и счастливые люди, и понимаю, что мы живем не зря.