Прогресс на кончике кисти

День за днем, приходя на пары, мы часто воспринимаем преподавателей как данность. Слушаем их лекции, сдаем экзамены и часто видим только функцию, а не человека.

Кто эти люди? Что для них значит их профессия? Чем они увлекаются? Порой выясняются неожиданные вещи. Информационные технологии, спорт и живопись – может ли всё это соединиться в одном человеке? Оказывается, может.

О своих преподавательских задачах, хобби и планах на будущее «Аудитории» рассказал Александр Коровин, старший преподаватель кафедры ИТ и методики преподавания информатики.

  • Александр Леонидович, а почему выбрали именно эту профессию?
  • Конкретного ответа на данный вопрос у меня нет. Это получилось инерционно. Когда я учился на пятом курсе физико-математического факультета в то время еще ВГПУ, мой преподаватель Наталья Андреевна Ястреб предложила пойти в аспирантуру под своим руководством. Это — преподаватель, который пользуется большим уважением среди студентов и коллег, и которому я лично очень доверяю. И практически одновременно с этим заведующий кафедры информатики Олег Борисович Голубев предложил работать в университете. Сейчас прошло достаточно времени, чтобы трезво оценить это решение. Я преподаю уже восемь лет, и получаю от этой работы удовольствие, чувствую, что нахожусь на своем месте. Если подумать, то не случайно всё так сложилось.

В моей семье живы преподавательские традиции: бабушка — Тамара Алексеевна Коровина – всю жизнь проработала в 11-ой школе Вологды учителем начальных классов. Ей было присвоено звание ветерана труда. Мой отец — кадровый офицер воздушно-десантных войск, и, как офицеру, ему приходилось вести специальные курсы у солдат и курсантов. Потом он вел в университете курсы, связанные с дизайном и изобразительным искусством. Изобразительное искусство — это его хобби. Когда появились компьютерные технологии, он и их быстро освоил. Рисованием  усердно занимался еще в юности. У нас вся семья увлекается живописью: с детства все рисуют. Раньше даже выставки работ проводили…

Статья в газете «Красный Север» (выпуск 6 сентября 2000 года)
  • Есть ли место творчеству в вашей работе?
  • Творчески нужно подходить к любому делу, потому что, если следуешь шаблону, твоя работа обречена на неуспех. Творческий подход — это не обязательно какие-то особые методики. Это более широкое понятие. Он предполагает, в первую очередь, что нужно быть гибким в мышлении, понимании, в общении со студентами. Ну, а так как информационные технологии развиваются высокими темпами, мы стараемся реагировать на все новшества и внедрять их по возможности в образовательный процесс.
  • Какие бы ресурсы вы посоветовали, чтобы быть в курсе новшеств в области информационных технологий?
  • Сейчас вообще много ресурсов. Не скажу конкретно, но есть много хороших новостных сайтов, посвященных технологиям и научным исследованиям. Такие вещи обычно адекватно выкладываются на серьезных новостных ресурсах. И зачастую информация дублируется в разных источниках. В любом уважаемом издании есть раздел науки и технологий. И если периодически заходить на сайты этих изданий и просматривать эти разделы, то будешь, как говорится, в тренде.
  • И этого вполне достаточно?
  • Степень достаточности каждый определяет для себя сам. Если тебе недостаточно, то ты будешь углубляться в тему. И компьютерные технологии сегодня позволяют это делать, не выходя из дома. Тут проблемы нет. Главное – задать себе правильный вектор.
  • То есть понять, что ты хочешь и для чего?
  • Да. Это, кстати, сейчас проблема. В школе, в одиннадцатом классе дети еще не понимают, что они хотят. Единицы, может быть, понимают. А большинство начинает осознавать только в вузе. 

Многие оканчивают университет и понимают, что они не там учились. Такого быть не должно. И задача педагога – способствовать тому, чтобы молодое поколение быстрее себя находило и реализовывало.

Александр любит путешествовать
  • Учите ли вы студентов, как справляться с тем потоком информации, который сейчас обрушивается на них?
  • Да, но опосредованно. На своих занятиях я стараюсь студентам дать понять, что нужно внимательнее относиться к источникам информации, к людям, которые эту информацию распространяют. Вообще специальной дисциплины по информационной грамотности, ориентированию в информационном пространстве нет. Есть одна дисциплина, которую я читаю ребятам на историко-политологическом направлении. Мы с ними более глубоко общаемся на темы анализа данных. Но если кратко, то принцип простой: нужно быть внимательным по отношению к тому, что ты читаешь; никогда не реагировать мгновенно на новую информацию, аккумулировать ее и анализировать. Это основные принципы. Собственно на всех своих дисциплинах я пытаюсь студентов заставить думать самостоятельно, а не работать по шаблону.
  • Как оцениваете уровень технической грамотности современных учащихся?
  • Он достаточно высокий. Когда я только начинал работать, а это 2009-2010 годы, картина была другая. Дети из деревень, районов приходили практически с нулевыми знаниями, без навыков работы с компьютером. А сейчас смартфоны, различная другая вычислительная техника почти у каждого имеется. С раннего возраста дети к этому тянутся, видно, как это их заинтересовывает, и они изучают это с малых лет. Нынешнее поколение приходит уже достаточно подготовленным в этом плане. Владеют многими вещами неплохо, но не все пока.
С коллегами на Всероссийской конференции
  • В чем, на ваш взгляд, разница между учителем в школе и преподавателем в вузе?
  • Разница очевидная: эти люди работают с разными возрастными категориями. Если в школе упор делают на воспитательную работу, то в вузе основная задача — помочь студентам овладеть навыками, знаниями и компетенциями в рамках их будущей профессии. Хотя, по моему личному субъективному мнению, нынешнему поколению первокурсников воспитательного момента до вуза не хватило. У них непонятные ценности, цели в жизни. Работать, учиться не хотят, дисциплину не соблюдают… 

Некоторые поступают в вуз уже с мыслями, что им нужен только диплом. Даже когда я поступал, у нас таких вещей не было. И я стараюсь на ребят активно воздействовать, особенно на первый курс, в плане дисциплины особенно. Если сейчас их не подправить, это приведет к плохим последствиям.

Молодое поколение – это наше будущее, будущее нашей страны. Я уже не говорю глобально про мир. Вообще цель и задача любого педагога в школе, в вузе – это как раз уделять особое внимание вот этим вещам: духовно-нравственным ориентирам и целям в жизни. И уже на этой почве давать конкретные профессиональные знания и навыки.

Картина Александра Коровина
  • Александр Леонидович, какие ценности нужно прививать в первую очередь?
  • Я тут ничего не скажу нового. Семья. Крепкая, надежная, сильная семья, как один из ориентиров для современного поколения. Другой вопрос, как эту семью создать. Дети в основном берут пример с родителей. Поэтому все проблемы идут именно с детства. Сложно ребенку, да и даже юноше или девушке делать работу над ошибками. Проблемы связаны с недочетами, допущенными при воспитании. Те ценности, которые были заложены в семье, учителям (а тем более преподавателям в вузе) сложно изменить, но можно в некоторых случаях скорректировать. В этом наша задача. Когда у детей нет родителей, им сложнее: не с кого брать пример. Тут важнее те люди, те наставники, которые у них в жизни появляются. Когда еще студентом я проходил практику в школе, статистика была печальной. Мне классный руководитель говорил: «Вот у этого ребенка нет мамы, у этого нет папы, у того нет родителей». Мне это было дико.  Но опять же я понимаю причины: времена такие были в стране не простые. Не только институт семьи – многие институты общества были надломлены…
  • Лично для вас нравственным примером служат родители, семья?
  • Да, я не просто так сказал о том, что для меня значит семья. Потом количество людей в моей жизни увеличивалось: учителя в школе были для меня примерами, преподаватели в университете. Есть еще близкие люди, которые для меня являются теми, на кого стоит ориентироваться. Но если так посмотреть: первое – это семья, потом – школа, потом идет вуз. Основные ориентиры были там заложены. Они в комплексе делают нас теми, что мы есть, помогают нам принимать какие-то решения. Но есть ситуации, когда стоит прибегнуть к совету близких людей, тех, кто старше и опытнее. Родители, научный руководитель, коллеги, авторитетные специалисты и так далее.
  • …чему часто мешает стремление к индивидуализму у нашего поколения. Ни с кем не советуемся – всё сами!
  • Да, это верно. И это идет от неправильных ориентиров, которые были заданы, или из-за каких-то травм в детстве. Это все идет именно от воспитания. Необходимо изначально ребенку объяснить, что нужно советоваться, что опыт старшего поколения крайне ценен. Свои желания, стремления и свое видение должны быть, но не нужно впадать в крайности и отметать чужой опыт совсем.
Автор — Александр Коровин
  • То есть нужно прививать еще и уважение к опыту старших?
  • Уважение к опыту вообще. Иногда его не стоит связывать с конкретным человеком. Это может быть опыт родственников, поколений, человечества в целом. Если прививать уважение к этому опыту, то общество будет прогрессировать быстрее и не будет вновь и вновь наступать на одни и те же грабли. 

И задача преподавателя, в том числе, — передать студентам не только знания и навыки, но и некоторый свой опыт.

  • Кем видите себя в ближайшем будущем? Какие ставите перед собой цели?
  • Ближайшая цель – это защита кандидатской диссертации. И дальнейшее движение по пути ученого. Само слово ученый не очень, честно говоря, мне нравится. Исследователь, на мой взгляд, больше подходит. И я для себя в первую очередь рассматриваю перспективу заниматься исследованиями, но наряду с этим хочется продолжать работу со студентами. Степени, повышение в должности – это уже вещи второстепенные.
  • В каком направлении проводите исследования?
  • Тема, которой я занимаюсь, — информационные технологии в контексте социальных технологий. Сюда входит всё, что связано с анализом данных, которые циркулируют в нашей электронной среде: то, что аккумулируется на серверах, вся деятельность пользователей сети интернет, технологии социального контроля. Почему конкретно анализ данных? Почти все самые современные исследования как бы то ни было связаны с этой темой. И не только в плане информационных технологий. Анализ данных – это вещь, которая в любой другой дисциплине имеет место, имеет значение. Благодаря современной технике, появилась возможность собирать разнородную информацию со всего мира и делать определенные выводы на ее основе. Раньше такого не было. Раньше что было? Соцопросы на бумажках, на листочках, фокус группы – всё это ограничивает возможности для анализа. Сейчас эти возможности не ограничены. Проблемой стало то, как правильно анализировать, интерпретировать результаты исследований.
  • Что планируете получить в результате? Программу? Метод?
  • Моя диссертация связана с методологией. Междисциплинарный сложносистемный подход в научных исследованиях.
  • Александр Леонидович, а что вам интересно помимо педагогической и научной деятельности? Насколько я поняла, занимаетесь рисованием, в спорте есть достижения, в частности в волейболе…
  • Да, есть такие увлечения. Изобразительное искусство, к сожалению, у меня отошло на второй план. Сейчас не рисую. Спорт не бросаю. Волейболом занимаюсь еще со школы. В десятом-одиннадцатом классе тренировался уже в студенческой команде. Впоследствии в студенчестве мы неоднократно становились чемпионами области. Сейчас тренируюсь сам и помогаю тренировать студентов в вузе. Мы ездим на соревнования. В 2014 году участвовали в Универсиаде в Казани. Вот этой весной, к слову, ездили на чемпионат России, представляли там Вологодскую область. Чуть-чуть не хватило до кандидатов в мастера спорта: мы проиграли игру за третье место. Занимаюсь и другими видами спорта: играю в футбол, баскетбол, хожу в тренажерный зал, в бассейн. Спорт имеет большое значение для меня. Во-первых, это стимулирует работу мозга. Во-вторых, занятия спортом – лучший антистресс. Студентам тоже объясняю, что физической культуре, как и спорту нужно уделять большое внимание.

Алина Махлина, Институт истории и филологии

Соревнования по волейболу на Универсиаде